В этом разделе размещены статьи ежегодного сборника научных трудов Уральского государственного педагогического университета "Лингвокультурология".
Лингвокультурология
Развитие компетенций студентов-юристов в работе с мультимедийными презентациями
-
Просмотров: 2478
Основой развития профессионально значимых компетенций студентов-юристов являются сформированные речемыслительные, коммуникативные и логико-риторические умения. Становится очевидным особый потенциал учебных заданий комплексного характера — подготовка презентаций и их публичное предъявление с последующим обсуждением и оцениванием по критериальной модели. Выполнение таких заданий активизирует процессы восприятия и переработки различных текстов, в том числе лексикографических материалов, а также продуцирование развернутых письменных и устных высказываний, позволяющих выйти на комплексное описание языковой личности студента.
Становление немецкой и русской загадки
-
Просмотров: 3403
В статье рассматривается история появления немецких и русских загадок — представителей текстов «малой формы». Загадки считаются локусом сохранения архаизмов, следов язычества, реликтами поэтического языка.
Специфика обучения говорению китайских студентов в этноориентированной методике преподавания русского языка как иностранного
-
Просмотров: 3942
В статье рассматриваются этнометодические особенности обучения монологической и диалогической речи китайских студентов в монолингвальной группе; анализируются трудности развития навыков говорения в связи со спецификой китайской модели преподавания иностранных языков.
Потенциал внутривузовских конкурсов по культуре речи в аспекте развития языковой личности студентов-юристов
-
Просмотров: 1686
В тексте рассматриваются возможности для проявления и развития языковой личности студентов юридического вуза, которые дают внеучебные конкурсы по культуре речи. Отмечается, что решение конкурсных задач способствует всестороннему развитию языковой личности студента-юриста, начиная от уровня простого владения ресурсами родного языка до высшего, на котором проявляются прагматические характеристики как самого речевого произведения, так и его автора.
Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно-деятельностного подхода
-
Просмотров: 3103
Традиционно в начальной школе особое внимание уделялось скорости чтения. Много учебного времени педагог отводил на выполнение учениками упражнений, направленных на формирование правильности произношения во время чтения, увеличение темпа речи. И лишь поверхностно, задавая вопросы, проверялось понимание текста. Эта практика способствовала выработке беглого чтения, но не позволяла углубляться в прочитанное, осмыслять текст, извлекать информацию и интерпретировать, оценивать ее.
Лингвокультурологические особенности «благопожелания» и «祝愿»: сопоставительный аспект
-
Просмотров: 5137
Предметом рассмотрения в данной статье является общность и своеобразие понятия «благопожелания» в России и Китае. Данное исследование основано на семантическом и тематическом анализе лексикографической практики.
О результатах комплексного тестирования обучающихся с миграцией в истории семьи
-
Просмотров: 1609
В статье представлены результаты тестирования школьников-билингвов 7–14 лет по субтестам «Говорение», «Чтение», «Письмо», «Слушание». Сделан вывод о сбалансированности их билингвизма и готовности к обучению в российской общеобразовательной школе.
Берендеево царство в «Снегурочке» А. Н. Островского: истоки образа
-
Просмотров: 15542
В статье рассматриваются реальные и мифологические истоки образа Берендеева царства, ставшего основой художественного воплощения идеала свободного гармоничного общества в «весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка». Сопоставлены различные предположения и выводы фольклористов, краеведов, этнографов, литературоведов, связанные с этимологией слова «берендеи». Приводятся легенды и предания города Переславль-Залесский (о царе Берендее, Берендеевом болоте, «каменной бабе» и др.), очевидно, повлиявшие на поэтический замысел драматурга.
Автомобиль как ценность и объект оценки в русской языковой картине мира
-
Просмотров: 2669
В статье на материале трансформированных паремий, возникших в речи автолюбителей, исследованы ценностно-оценочные смыслы, характерные для концепта «автомобиль» в русской языковой картине мира
Теоретическую базу статьи составляет лингвистическая теория оценки. Начиная с теоретического осмысления понятий «оценка» и «ценность», автор различает две группы паремиологических трансформаций. К первой группе были отнесены паремии, в которых автомобиль выступает объектом оценки и в которых получают отражение основные свойства автомобиля: высокие технические характеристики, надежность, скорость, новизна и размеры автомобиля. Ко второй группе отнесены паремии, в которых автомобиль рассматривается как отражение социального статуса владельца, то есть является не объектом оценки, а ее мерилом. Наиболее интересными оказались паремии, позволяющие реконструировать шкалу оценок, полюса которой представлены марками автомобиля. В результате анализа случаев скрытого и явного противопоставления полюсов установлено, что автомобили иностранного производства чаще расположены у положительного полюса на шкале, тогда как статус отечественных автомобилей принижается.
История юридической концептосферы «закон» в русской лингвокультуре: лексикографический и функциональный аспекты
-
Просмотров: 1875
На материале лингвокультурологической лексикографии проанализирована структура юридической концептосферы «закон» в русском языковом сознании. На основе интерпретации исторических примеров функционирования компонентов данной концептосферы в юридическом дискурсе охарактеризованы основные этапы ее эволюции. Установлена ее связь с этнокультурными представлениями.
Кукольный эпос (сталинский фольклор в свете идей Ф. И. Буслаева)
-
Просмотров: 1694
В статье рассматривается фольклор эпохи 1930-х годов, особое внимание уделяется жанру «новины» и преломлению внутри него законов героического эпоса, показан эклектичный характер этого жанра и его тяготение к жанру сказки. Дана характеристика системы исторических персонажей новин, предпринята попытка выявления их мотивной и стилевой структуры.
Особенности преподавания русского языка и литературы в аграрном вузе
-
Просмотров: 1404
В статье речь идет о преподавании русского языка и литературы в аграрном вузе. Авторы информирует об опыте работы со студентами по этим дисциплинам, останавливаются на некоторых особенностях преподавания в УрГАУ. Они дают определение «плюрилингвизма» и говорят о его необходимости в настоящее время.
Игровые приемы изучения идиом в английском языке: азартные игры
-
Просмотров: 3765
В данной статье мы представляем несколько приемов интерактивного взаимодействия на занятии, целью которых является не только изучение идиом, связанных с азартными играми, но и привнесение разнообразия в процесс обучения, а также побуждение студентов к большей включенности в него.
Контрастивные приемы работы при обучении виду русского глагола на занятиях со студентами-билингвами в условиях коми-пермяцко-русского отделения педагогического вуза
-
Просмотров: 2704
Статья посвящена разработке контрастивных приемов при обучении виду русского глагола с опорой на морфемные и словообразовательные показатели. В ней уточнено понятие контрастивного приема применительно к обучению студентов-филологов коми-пермяцко-русского отделения педагогического вуза и определена методическая целесообразность применения контрастивных приемов на основании анализа морфемных показателей вида глагола в родном и русском языках, приведены контрастивные задания для обучения.
Упражнения для формирования профессионально-ориентированной лексической компетенции в военно-инженерном вузе
-
Просмотров: 2770
В статье разграничиваются понятия «упражнение» и «задание». Дается определение лексическим упражнениям и комплексу упражнений. Предлагаются примеры упражнений / заданий на тренировку лексического материала на уровне слова, словосочетания, предложения и сверхфразового единства. Использование предложенных в данной статье упражнений позволяет улучшить качество усвоения профессиональной лексики (терминологии), повышает уровень мотивации к изучению русского языка, способствует оптимизации процесса формирования лексической компетенции.
Другие полезные материалы
- Автомобиль как ценность и объект оценки в русской языковой картине мира
- Берендеево царство в «Снегурочке» А. Н. Островского: истоки образа
- Игровые приемы изучения идиом в английском языке: азартные игры
- Изучение паремий как способ приобщения к культуре в процессе изучения русского языка как иностранного
- Интерактивные методы в процессе обучения иностранному языку
- Информационно-коммуникационные технологии в работе преподавателя иностранных языков
- История юридической концептосферы «закон» в русской лингвокультуре: лексикографический и функциональный аспекты
- К вопросу о методических основах преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного
- К вопросу о статусе «носитель русского языка»
- К вопросу о чтении художественных текстов в рамках иноязычного образования студентов-лингвистов
- Как научить детей читать русскую народную сказку
- Клоуз-тест как средство формирования текстовой компетенции младших школьников
- Контрастивные приемы работы при обучении виду русского глагола на занятиях со студентами-билингвами в условиях коми-пермяцко-русского отделения педагогического вуза
- Кукольный эпос (сталинский фольклор в свете идей Ф. И. Буслаева)
- Лингвокультурологические особенности «благопожелания» и «祝愿»: сопоставительный аспект