Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно-деятельностного подхода

Просмотров: 2902

Традиционно в начальной школе особое внимание уделялось скорости чтения. Много учебного времени педагог отводил на выполнение учениками упражнений, направленных на формирование правильности произношения во время чтения, увеличение темпа речи. И лишь поверхностно, задавая вопросы, проверялось понимание текста. Эта практика способствовала выработке беглого чтения, но не позволяла углубляться в прочитанное, осмыслять текст, извлекать информацию и интерпретировать, оценивать ее.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: лингвокультурный анализ; анализ текста; обучение чтению; младшие школьники; смысловое чтение; чтение детей; метапредметные результаты.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Ушакова О. В., учитель начальных классов, МАОУ Гимназия № 205 «Театр».

SEMANTIC READING AS METASUBJECT RE-ZULTAT OF REALIZATION OF SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH

Abstract. Traditionally at elementary school was paid special attention to reading speed. The teacher allowed a lot of school hours for performance by pupils of the exercises directed to formation of correctness of pronunciation during reading, increase in tempo of speech. And it is only superficial, asking questions, the understanding of the text was checked. This practice promoted elaboration of fluent reading, but didn't allow to go deep into read, to comprehend the text, to take information and to interpret, estimate her.

Keywords: linguocultural analysis; analysis; teaching reading; younger students; semantic reading; reading children; metasubject results.

ABOUT THE AUTHOR: Ushakova O. V., Elementary School Teacher, MAOU Gymnasium 205 «Theatre».

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. ФГОС НОО и ООО включают в освоение основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения». Когда ребенок читает вдумчиво, у него работает воображение. Он сам устанавливает взаимосвязь между собой, текстом и окружающим миром. Овладев умениями смыслового чтения, дети научатся преобразовывать информацию, что необходимо при изучении различных дисциплин. Смысловое чтение — это вид чтения, которое нацелено на овладение комплексом умений связанных с извлечением необходимой информации, определением главной и второстепенной информации, восприятием сущности текста и свободной ориентацией в нем, адекватной оценкой содержания информации.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования сказано:

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты). В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения, соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

Выпускник научится использовать различные виды чтения:

– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

– выборочное чтение, предполагающее нахождение конкретной информации, конкретного факта;

– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

– рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

При реализации ФГОС НОО педагоги активно используют традиционные и инновационные приемы в своей работе, стремясь научить младшеклассников всем видам смыслового чтения.

С целью формирования навыков ознакомительного чтения активно используются следующие приемы:

  1. «Диалог с автором». Ученик самостоятельно читает текст, по ходу чтения записывает вопросы, которые он задал бы автору. Ведется своеобразный «диалог с автором».
  2. «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Вопросы могут быть направлены на проверку понимания или на прогнозирование содержания последующего отрывка.
  3. «Чтение с пометками». Инсерт. При чтении дети на полях помечают значками информацию.

V Знакомая информация

+ Новая информация

– Я думаю иначе

? Это меня заинтересовало (удивило)

С целью формирования навыков выборочного чтения активно используются следующие приемы:

  1. «Ключевые слова». Учащимся предлагается по ключевым, опорным словам или фразам найти цитату в тексте.
  2. «Найди ошибку». Учащимся предлагается в отрывке из текста найти слова, фразы, которые употреблены не по тексту.

С целью формирования навыков изучающего (критического) чтения активно используются следующие приемы:

  1. «Составление кластера». Кластер — это графическое изображение материала. Цепочка событий. Блок-схема, в которую к ключевому слову подбираются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы из произведения.
  2. «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие

Толстые

Кто…? Что…? Когда…? Может…?

Будет…? Могли…? Как звать…?

Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

С целью формирования навыков рефлексивного чтения активно используются следующие приемы:

  1. Возможности диска Google. При помощи сервисов web.2.0 учитель организует:
  • анкетирование школьников после прочтения произведения при помощи форм Google;
  • совместное составление презентаций с иллюстрациями, позволяющими осуществить пересказ текста;
  • совместную работу над презентацией, в которой школьники представляют свои синквейны о прочитанном произведении;
  • совместную работу над таблицей, в которой ученики делятся своими результатами выполнения тех или иных творческих заданий.
 

Ф.И

ученика

Название

произведения

Составил кроссворд

Сделал

рисунок

Написал продолжение

Придумал

викторину

1

           
  1. Синквейн — это необычное стихотворение с определенными правилами. Правила составления в книге И. В. Муштавинской.

Ежедневная работа учителя над формированием навыков смыслового чтения позволят добиваться высоких результатов. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

Способ формирования навыков рефлексивного чтения. Виртуальная книжная полка для дополнительного чтения с рекомендациями:

– «в мусорное ведро»;

– что читали мои родители;

– книги в интернете по QR код;

– что порекомендовал бы для одноклассников;

– последняя книга, которую прочитали.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя. — СПб., 2009.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goo.gl/fXEew1.

REFERENCES

  1. Mushtavinskaya I. V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshle-niya na uroke v sisteme podgotovki uchitelya. — SPb., 2009.
  2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://goo.gl/fXEew1.