Интерактивные методы в процессе обучения иностранному языку
-
Просмотров: 2120
В работе рассматриваются интерактивные методы в процессе обучения иностранному языку на современном этапе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерактивные методы; инновационные технологии; мультимедиа; презентации; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Жикеева А. Р., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, Костанайский филиал Челябинского государственного университета.
INTERACTIVE METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
Abstract. The work considers interactive methods in the process of teaching a foreign language at present stage.
Keywords: interactive methods; innovative technology; multimedia; presentations; foreign languages; foreign language teaching methods.
ABOUT THE AUTHOR: Zhikeyeva A. R., Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Philology, Kostanay branch of Chelyabinsk State University.
Инновационные технологии в процессе обучения становятся популярными в последнее время. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Мы живем в мире электронной культуры. Меняется и роль преподавателя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с обучающимися [Губина 2012: 345–347].
Интерактивные формы имеют свои преимущества и их немало.
Во-первых, инновационные технологии, в отличие от традиционных, ориентированы на результат, а не на процесс. Главное — достижение определенного (нового по сравнению с традиционным) результата.
Во-вторых, целью реализации инновационных технологий является умение применить полученные знания, умения, навыки, компетенции в практической деятельности, а не только накопление обучающимся знаний, умений, навыков, то есть цель использования инновационных технологий состоит не в накоплении знаний, а в формировании умения использовать эти знания.
В-третьих, основная идея деятельностного подхода состоит в том, что знания приобретаются не в процессе заучивания, а в процессе выполнения определенных действий для достижения цели занятия. Обучающийся постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством преподавателя выполнять упражнения.
В-четвертых, меняется суть взаимоотношений педагога и студента. Преподаватель выступает организатором образовательного пространства занятия, консультирует, осуществляет экспертизу эффективности деятельности. Большую роль играет организация занятия, его подготовка.
В-пятых, инновационные технологии в проведении занятий направлены на индивидуальное развитие, обусловливают создание условий на занятии или во внеучебной деятельности для обучения каждого с учетом его личностных особенностей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т. д).
В-шестых, инновационные технологии обучения учитывают и факт востребованности специалиста после окончания обучения. Именно поэтому внимание направлено на формирование коммуникативных навыков и умений работать в паре, группе, коллективе, команде.
Интерактивные формы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.
Сегодня многими педагогами с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Эти методы могут включать активные и интерактивные формы проведения занятий в преподавании иностранного языка. Активные формы предусматривают деятельную позицию обучающегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время занятий с их применением данных форм используются индивидуальные средства обучения, в том числе компьютер, электронное обучающее устройство, учебник, тетрадь.
Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала.
Интерактивные (от англ. inter — «между»; act — «действие») методы, в соответствии с буквальным переводом, предполагают взаимодействие преподавателя и студентов в процессе обучения. Соответственно, интерактивное обучение — это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога [Селевко 2005: 25].
В связи с этим инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у обучающихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, обучающиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Остановимся на некоторых из них.
Интерактивные формы способствуют качественному усвоению нового материала. В частности, в преподавании дисциплины «Иностранный язык» используются следующие разновидности активных форм обучения, реализующихся в выполнении творческих упражнений, например:
– написание предложенного текста в другом функциональном стиле;
– замена предложенных конструкций синонимичными;
– замена иноязычных слов в тексте исконно немецкими или исконно английскими словами и др.
Цель игровой формы занятия — пробудить интерес к познанию. При включении обучающихся в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у обучающихся, создают положительный эмоциональный настрой в ходе занятия. В процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» используются разнообразные дидактические лингвистические игры:
– задания по типу «Исключи лишнее» «Was passt nicht?»
Например: Was passt nicht?
- Flughafen — Haltestelle — Abflughalle — Informationsschalter (Flugzeug).
- Anklicken — speichern — notieren — drucken (zur E-Mail).
«Узнай слово» при работе с лексикой:
Was bedeuten diese Wӧrter?
- Die Rushhour
- Die City
- Das Sightseeing
- Tageszeit mit viel Verkehr
- Die bekannten Orte in einer Stadt besuchen
- Stadtzentrum
Или еще один вариaнт по теме «Charakter»:
Finden Sie entsprechende russische Wӧrter:
Ein Stubenhocker ist jemand, der am liebsten zu Hause sitzt (домосед)
Eine Stimmungskanone ist jemand, der witzig und amüsant ist (душа компании).
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применение мультимедиа. Методы и приемы использования мультимедиа на занятии могут быть разными, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать процесс обучения интересным и содержательным. Преимуществом таких занятий является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет дидактические функции.
Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:
- дать обучающимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
- повысить роль наглядности в учебном процессе;
- удовлетворить запросы, желания и интересы обучающихся;
- экономит учебное, аудиторное время.
С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи, в частности:
- при изучении нового материала, предъявления новой информации;
- при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;
- при обобщении, систематизации знаний.
Кроме того, использование мультимедийной презентации эффективно не только в качестве введения нового материала, но и в качестве промежуточного контроля знаний обучающихся.
Интерактивная игра на занятиях рассматривается как важное средство повышения интереса обучающихся к изучаемому предмету, приобретение навыков работы в малых группах. Активность обучающихся при такой подаче материала проявляется ярко и носит продолжительный характер.
Нами было проведено исследование по мультимедийным презентациям среди студентов Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ» по специальности «Перевод и переводоведение». Материалом нашего исследования являлись две мультимедийные презентации, содержащие интерактивные игры по дисциплине «Теоретическая фонетика английского языка».
Наша цель заключалась в следующем: провести сопоставительный анализ качества подготовленных мультимедийных презентаций и их влияние на систематизацию полученных знаний. Тема игры «Фонетические особенности английского языка». В качестве эксперимента были созданы две мультимедийные презентации на вышеуказанную тему. В первой намерено были допущены типичные ошибки в оформлении и подаче материала, вторая же была создана с учетом ошибок первой презентации. Интерактивные игры были проведены среди студентов второго курса, специальности «Перевод и переводоведение».
Благодаря комментариям и отзывам студентов, нами было выявлены следующие недостатки первой презентации:
- Чрезмерно яркая цветовая палитра.
- Разные шрифты.
- Неправильно оформленные гиперссылки.
- Представленные иллюстрации низкого качества и слишком яркие по отношению к текстовому материалу.
- Некачественное звуковое сопровождение (местами его отсутствие).
- Часть материала презентации не предназначена для воспроизведения на другом устройстве.
По той же аналогии нами были выявлены преимущества второй презентации, которыми являются:
- Оригинальный подход к выбору тематики материала и к составлению правил интерактивной игры.
- Качественный векторный материал.
- Выдержанная цветовая гамма.
- Корректная работа гиперссылок.
- Наличие звукового сопровождения при смене слайдов и переходе по гиперссылкам.
- Качественное звуковое сопровождение, соответствующее тематики презентации.
Таким образом, исследования показали, что работа с мультимедийной презентацией действительно способствует качественному усвоению представленного материала обучающимися, независимо от уровня базовых знаний. Однако стоит отметить, что особую заинтересованность у обучающихся вызывает именно качественно оформленная интерактивная игра. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с качественной мультимедийной презентацией улучшает восприятие материала обучающимися, которые признают, что работать с мультимедийной презентацией гораздо интереснее, чем просто с бумажным носителем. Кроме того, по их мнению, мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в ходе работы на занятии.
Таким образом, интерактивные методы в процессе обучения иностранному языку способствуют решению разнообразных комплексных задач, усвоению нового материала и закреплению изученного, развитию творческих способностей, формированию необходимых профессиональных умений и навыков обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. — 2004. № 3. С. 28.
- Асророва М. У. Современные инновационные технологии в образовании // Молодой ученый. — 2015. № 6. С. 564–566.
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М. : Наука, 1982.
- Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой ученый. — 2012. № 3. С. 345–347.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. 120 с.
REFERENCES
- Alekseeva L. N. Innovatsionnye tekhnologii kak resurs eksperimenta // Uchitel'. — 2004. № 3. S. 28.
- Asrorova M. U. Sovremennye innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii // Molodoy uchenyy. — 2015. № 6. S. 564–566.
- Babanskiy Yu. K. Problemy povysheniya effektivnosti pedago-gicheskikh issledovaniy. — M. : Nauka, 1982.
- Gubina T. N. Mul'timedia prezentatsii kak metod obucheniya // Molodoy uchenyy. — 2012. № 3. S. 345–347.
- Selevko G. K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove aktivizatsii, intensifikatsii i effektivnogo upravleniya UVP. — M. : NII shkol'nykh tekhnologiy, 2005. 120 s.