Клоуз-тест как средство формирования текстовой компетенции младших школьников

Просмотров: 396

В статье рассматриваются возможности использования клоуз-тестов в методике преподавания русского языка в начальных классах. Дается характеристика клоуз-тестов как средства формирования текстовой компетенции. Определяются приемы составления и этапы работы с клоуз-тестом. Приводятся примеры клоуз-тестов для учащихся начальной школы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: языковая личность; клоуз-тесты; младшие школьники; текстовые компетенции; русский язык; методика русского языка в школе; начальное обучение русскому языку.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

  • Багичева Надежда Васильевна, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета педагогики и методики начального образования, Уральский государственный педагогический университет.
  • Дёмышева Алина Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет.

CLOSE-TEST AS A MEANS OF FORMING THE TEXTUAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

ABSTRACT. This article discusses the possibility of using close-test in Russian language teaching methodology in primary classes. Describes close tests as a means of shaping text competence. Defines techniques for drafting and stages of work with close-test. Examples of close-Tests for primary school students.

KEYWORDS: linguistic identity; Close-tests; primary school childrens; textual competences; Russian language; methodology of the Russian language at school; basic Russian language studies.

ABOUT THE AUTHORS: Bagicheva Nadezda Vasiljevna, Candidate of Philology, Associate Professor, Dean of the Faculty of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Ural State Pedagogical University.

Demysheva Alina Stanislavovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogical University.

В рамках современной компетентностно ориентированной парадигмы образования процесс формирования языковой личности с определенным набором компетентностей происходит, начиная с младшего школьного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы выделяется овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Из этого следует, что младший школьник должен уметь осознанно строить свое речевое высказывание в соответствии с целями и задачами коммуникации, а также составлять тексты в устной и письменной формах.

Языковая личность — это, прежде всего, личность, характеризующаяся определенным уровнем овладения родным языком. В современном образовании выделяют следующие компетенции, определяющие уровень овладения языком: коммуникативную, языковую, лингвистическую, культуроведческую и текстовую. Перечисленные виды компетенций, по понятным причинам, реализуются в текстах, созданных носителем языка.

Содержание понятия «текстовая компетенция» в современной лингвистической и методической науке определяется достаточно неоднозначно. Многие ученые отводят ей роль компонента коммуникативной компетенции. Однако, на наш взгляд, достаточно трудоемкий и содержательный процесс построения текстов разных типов, выделение характерных признаков, восприятие, понимание и интерпретация текстов разных жанров позволяют выделить текстовую компетенцию из ряда «филологических».

Структура текстовой компетенции может актуализироваться в совокупности трех основных компонентов:

  • способности анализировать текст (последовательного выделения темы и подтем, установления иерархических связей между ними);
  • обеспечения связности текста (владения языковыми средствами);
  • создания целостного текста [Дымарский 2001].

Таким образом, текстовая компетенция нами будет рассматриваться как сформированность определенного набора текстовых умений, направленных на анализ, совершенствование готового текста и создание собственных целостных высказываний, в том числе и опосредовано.

Не подлежит сомнению, что ключевым умением при формировании текстовой компетентности является понимание текста. Понимание текста, по А. А. Леонтьеву, — это процесс перевода смысла текста в любую другую форму его закрепления: это может быть парафраза, пересказ, компрессия (реферат, аннотация, резюме, набор ключевых слов), построение образа предмета, ассоциативный ряд… Эффективно понимается то, что может быть выражено иначе. Перевод текста в новую форму — способ опредмечивания процессов понимания [Леонтьев 1997].

Одним из наиболее продуктивных упражнений, позволяющих комплексно формировать определенный набор текстовых умений, является Клоуз-тест — письменный прием восстановления деформированного текста. Суть его сводится к следующему: учащимся предлагается связный текст объемом 100–400 слов, в котором пропущены отдельные слова или словосочетания. Восстановление такого текста возможно только лишь за счет понимания контекста. Применительно к методике обучения языку младших школьников названный объем может быть снижен до 20–25 слов, в зависимости от этапа обучения.

В процессе выполнения задания учащиеся должны не только вставить слова с учетом темы и основной мысли текста, но и вычленить грамматические связи в предложении и спрогнозировать возможную для вставки часть речи, ее грамматические признаки. Например: В лесу цветут душистые … . Щебечут … . Летают над поляной … . В качестве «грамматической подсказки» дается задание после текста: Подчеркни в каждом предложении подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами. Смысл подсказки не только в том, что дети усваивают грамматически верную структуру предложения, но и в том, что они получают представление о тематической связанности ключевых слов текста.

Связность высказывания бывает одномерной и многомерной, то есть определяется либо на двух соседних предложениях, либо на нескольких — не обязательно непосредственно примыкающих друг к другу. В младшем школьном возрасте микросвязи заметить значительно легче, они определяются в пределах как минимум двух последовательных высказываний. Именно поэтому на начальном этапе работы с Клоуз-тестом необходимо подбирать тексты с четким выделением микротем. Ср.: В северных лесах часто встречаются заросли черники и голубики. Вот на кустиках висят чёрные ягоды. Это … . На краю леса мы увидели кусты с голубоватыми ягодами. Это … . На следующей ступени работы текстовый объем упражнения может быть увеличен до 3–5 (но не более семи!) высказываний.

Необычайно важно, подчеркнем, при работе с Клоуз-тестом выдерживать принцип «от простого к сложному», в данном случае непосредственно связанный с количественными показателями текстового объема. Начинать можно с текстов, в основе которых одно–два высказывания (очень короткий текст). Ср.: Летом у нас в саду жили ежи. … полезный зверёк. Затем постепенно увеличивать объем. Ср.: Зимой ёж … под кучей хвороста. Но вот … весна. … молодая трава. Ёжик … из-под хвороста. Он … на охоту. (Слова для справок: пришла, спал, выбрался, пошёл, появились).

Вставленные слова по своим лексико-грамматическим характеристикам не должны противоречить трем уровням организации текста: грамматическому (соседнее слово, словосочетание); логико-лексическому (соседние предложения); концептуально-смысловому (текст целиком).

В учебниках начальной школы в качестве упражнений используются небольшие тексты с пропуском слов. Как правило, это тексты на определенную грамматическую тему. Так, например, учащимся предлагается прочитать текст, определить его тему, подчеркнуть ключевые слова и выражения:

У каждого времени года свои звуки и краски.

Вот тихим осенним днём … … … разноцветные листья. Они ложатся на землю … … . Шуршащий ковер под ногами пестреет … … … красками.

Зимней порой пестроту сменяет белизна. В безветренные дни снежинки опускаются … … … . Прежде чем стать частью холодного одеяла, они … … … в воздухе. В тишине зимнего дня отчетливы и ясны звуки. Я слышу … … … .

Часто встречается и такое задание: Вставь в текст подходящие по смыслу глаголы. Будь внимателен к вопросу!

Воробей (что сделал?) … в форточку. Он (что делал?) … по столу и … крошки. Войдёт кто-нибудь в комнату, он (что сделаент?) … на форточку и … . (Слова для справок: прыгал, влетел, клевал, улетит, прыгнет).

В современной методике существуют два основных подхода к составлению Клоуз-теста в начальной школе. Наиболее распространенным является пропуск каждого n-ого слова (каждое 5, 8, 9…). При этом не играет роли принадлежность слова к служебной части речи или к знаменательной. Приоритетность за целостностью смыслового содержания. Следовательно, при составлении Клоуз-теста такого типа нужно избегать в тексте большого набора имен собственных и — что особенно важно — неполных предложений.

Предлагаемые младшим школьникам тексты должны иметь простую для понимания структуру. Например: Мой котенок рыжий и пушистый. У него веселая мордочка, маленький хвостик, розовый носик. Котенок веселый и шустрый. Маленький котенок скоро вырастет и станет большим красивым котом.

В данном тексте можно предложить младшим школьникам вставить каждое четвертое слово в тексте.

В соответствии со вторым подходом составления Клоуз-теста для учащихся начальной школы в тексте опускаются ключевые слова. Здесь нужно руководствоваться пониманием следующих моментов: ключевые слова — результат компрессии текста и опора для его восстановления. Другими словами, это своего рода мини-текст, организованный линейно. Исходя из этого, на первых этапах обучения целесообразно предлагать учащимся набор ключевых слов для работы с текстом.

Несмотря на тот или иной подход, главным условием построения любого Клоуз-теста является то, что пропущенное слово обязательно можно найти исходя из контекста. Подчеркнем, не угадать, а именно найти, опираясь на контекст, зная законы построения текста, законы функционирования ключевых слов.

К концу обучения в начальной школе дети осваивают самостоятельный подбор ключевых слов текста. С этой целью в работу с текстом включаются как обязательные и необходимые следующие методические составляющие: многократное перечитывание текста, обращение к основной мысли, к теме текста и вопросы, направленные на целостное смысловое восприятие текста.

К примеру, учащимся 4 класса предлагается отрывок из текста К. Паустовского «Был конец ноября».

Несколько дней … холодный дождь. В саду … мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже … лампы.

Кот … весь день и … во сне, когда темная вода … в окна.

Учащиеся должны с опорой на контекст подобрать пропущенные слова. Так как этот текст относится к повествовательному типу, то ключевыми словами, передающими смысл текста, являются глаголы. В работе с данным текстом учащиеся самостоятельно подбирают глаголы или же выбирают их из ряда предложенных учителем (слова для справок: лить, зажигать, шуметь, вздрагивать, спать хлестать). После обсуждения вариантов учащихся необходимо сравнить полученные тексты с авторским вариантом.

Для организации работы с Клоуз-тестом на уроке необходимо придерживаться определенной этапности, которая схожа с последовательностью анализа художественного текста в начальных классах. Рассмотрим данную методику подробнее.

На первом этапе работы с текстом необходимо прочитать его с пропусками. Для проверки первичного восприятия содержания учитель задает вопрос, в котором отражается основное содержание прочитанного текста. Младший школьник после первичного прочтения текста не всегда может правильно сформулировать тему и основную мысль. С этой целью учитель проводит обобщающую беседу по содержанию с анализом ключевых моментов текста.

После совместного обсуждения темы и основной мысли учащиеся заполняют пропуски самостоятельно. Как правило, выполнение теста ограничено по времени. Продолжительность варьируется не только в зависимости от объема, но и от уровня сложности.

По результатам выполнения задания учитель фиксирует все возможные варианты, при этом распределяя их в зависимости от источника: «моя версия», «версии одноклассников», «авторская версия». В процессе обсуждения всех выдвинутых версий происходит совместное согласование на основе аргументации. В младшем школьном возрасте важно обсуждать с учащимися критерии подстановки слов и варианты по заполнению пропусков, что позволяет углубить понимание смысла текста. Обязательным приемом углубления содержания является обсуждение авторского варианта. Учащиеся сравнивают свои версии с авторским замыслом и устанавливают причину несоответствия.

На следующем этапе работы с Клоуз-тестом младшие школьники зачитывают текст без пропусков для восстановления смысловой целостности. Здесь же необходимо организовать работу над языковыми средствами текста.

Следовательно, исходя из методики работы с Клоуз-тестом, можно сделать заключение, что этот вид упражнения направлен на формирование не только текстовой компетенции, но и информационной, коммуникационной и языковой компетенций. Методика работы с данным упражнением позволяет осуществить эффективную подготовку к написанию изложения и сочинения. Учащиеся слушают текст, фиксируют ключевые слова, отдельные фрагменты текстов, а затем по ключевым моментам восстанавливают текст. Именно поэтому работу с Клоуз-тестом рекомендуется использовать в работе с любыми типами текстов в различных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дымарский М. Я. Проблемы текстоообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX–XX вв.). Изд. 2. — М., 2001. 328 с.
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  3. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М. : Смысл, 1997. 287 с.
  4. Низаева Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Молодой ученый. — 2016. № 28. С. 933–935. 
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение 2010. 31 с.

REFERENCES

  1. Dymarskiy M. Ya. Problemy tekstooobrazovaniya i khudozhestvennyy tekst (na materiale russkoy prozy XIX–XX vv.). Izd. 2. — M., 2001. 328 s.
  2. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. — M. : Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004.
  3. Leont'ev A. A. Osnovy psikholingvistiki. — M. : Smysl, 1997. 287 s.
  4. Nizaeva L. F. Kommunikativnaya kompetentsiya: sushchnost' i komponentnyy sostav // Molodoy uchenyy. — 2016. № 28. S. 933–935.
  5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. — M. : Prosveshchenie 2010. 31 s.