Российская и германская молодежь в диалоге: история и память
В настоящее время руководством России особое внимание уделяется более широкому включению РФ в международное образовательное пространство, укреплению существующих и развитию новых двусторонних и многосторонних форм сотрудничества с иностранными государствами.
Проект направлен на создание условий для развития образовательного, научного и культурного взаимодействия между обучающимися и преподавателями образовательных организаций России и Германии, в частности, представителями Уральского государственного педагогического университета, Казанского Федерального университета, Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета, Академии повышения квалификации учителей (ФРГ, г. Бад Вильдбад), гимназий федеральной земли Баден-Вюртемберг (ФРГ). Ключевым партнером в ФРГ выступает Вальдорфская школа Креервальд г. Штутгарт.
Российско-германские отношения имеют давнюю и непростую историю, в которой были периоды как острого противостояния, так и активного и эффективного сотрудничества. В ХХI веке особенно актуальным становится поиск тех моментов коллективной памяти, которые могут сближать нас. Актуальность проекта обусловлена и тем, что в настоящее время около 11 % всех мигрантов (примерно 1 миллион 380 тыс. человек), или 8 % от всего населения ФРГ составляют выходцы из России. Создание условий для формирования позитивного образа России, изучения объективной истории российско-германских отношений бывшими соотечественниками - одна из задач внешней политики РФ.
Скачать календарь / Скачать методические рекомендации
Мероприятия проекта
Международный конкурс творческих работ в жанре эссе «История в биографиях»
Викторина «Россия – Германия: история и память»
Quiz „Russland - Deutschland: Geschichte und Erinnerung“
Вышел сборник методических рекомендаций по изучению истории российско-германских отношений
Мы рады представить сборник методических рекомендаций по изучению истории российско-германских отношений, подготовленный командой проекта "Российская и германская молодежь в диалоге: история и память".
В истории взаимоотношений России и Германии были как периоды эффективного сотрудничества, так и противостояния. Цель коллектива авторов - найти те общие "места памяти", которые могут выступать основой для совместного осмысления прошлого и для конструктивного сотрудничества в будущем. Материалы в пособии представлены на русском и немецком языках. Методические рекомендации будут полезны учителям истории, студентам педагогических вузов, специалистам по истории российско-германских отношений.
Опубликован сборник лучших работ участников международного конкурса «История в биографиях»
Дорогие друзья!
Мы рады представить вам готовый сборник лучших работ участников международного конкурса «История в биографиях», в который вошли 75 лучших работ авторов из разных субъектов Российской Федерации и Федеративной Республики Германия!
Напоминаем, что в апреле 2020 года были подведены итоги международного конкурса творческих работ в жанре эссе «История в биографиях», организованного в рамках проекта «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память», реализуемого при финансовой поддержке Фонда президентских грантов и при участии Генерального консульства Германии в Екатеринбурге. Проект направлен на создание условий для развития образовательного, научного и культурного взаимодействия между обучающимися и преподавателями образовательных организаций России и Германии, в частности, представителями Уральского государственного педагогического университета, Казанского Федерального университета, Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета, Академии повышения квалификации учителей (ФРГ, г. Бад Вильдбад), гимназий федеральной земли Баден-Вюртемберг (ФРГ).
Самой масштабной дистанционной частью проекта стал конкурс творческих работ в формате эссе «История в биографиях». Результаты конкурса превзошли ожидания организаторов: на конкурс было подано более 2700 работ, из которых 2175 успешно прошли модерацию и были опубликованы на сайте проекта. По задумке организаторов, 50 лучших работ должны были войти в сборник лучших работ конкурса. Членам жюри было очень сложно выбрать из такого количества замечательных, интересных, креативных эссе только шесть победителей, как было предусмотрено в положении о конкурсе, поэтому было принято коллегиальное решение: выбрано 12 лучших работ (6 на русском и 6 – на немецком языке). А для публикации в сборнике были отобраны 75 самых интересных и креативных работ.
Генеральный консул Германии в Екатеринбурге Матиас Крузе принял участие в работе жюри и по достоинству оценил работы победителей. В оценке конкурсных работ также приняли участие инициаторы и организаторы конкурса из ФРГ: Райнер Гро, штудиендиректор, консультант по русскому языку при Правительственном президиуме административного округа Штутгарта (в отставке); Кармен Андреа Бонер, учитель истории гимназии Фердинанда Порше, Штутгарт.
Отметим, что международный проект «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память» – это уже третий проект, реализуемый УрГПУ и АНО «Центр реализации студенческих проектов и программ» при поддержке Фонда Президентских грантов. Проект активно поддерживают Департамент внутренней политики Свердловской области, Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, Генеральное Консульство Германии в Екатеринбурге и Представительство МИД России в г. Екатеринбурге. Такая всесторонняя государственная поддержка только подтверждает, что в современном глобальном пространстве возможность живого общения приобретает особую ценность.
В XXI веке расстояние даже в несколько тысяч километров – не препятствие для общения. Проект «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память» стал непосредственным доказательством этого. Даже в условиях охватившей мир пандемии коронавируса работа над проектом продолжается! Впереди – «Педагогический десант»: поездка делегации российских учителей истории, студентов педагогических вузов и школьников в ФРГ и делегации учителей и школьников из Германии в Россию, ознакомление с особенностями методики преподавания истории, обмен опытом преподавания сложных вопросов российско-германской истории – таких, как причины Первой и Второй мировой войн, советско-германские отношения 1939 – 1941 гг., послевоенная судьба Германии и т.д.
Грибан Ирина Владимировна
О проекте
В рамках реализации проекта планируется:
- проведение исследования представлений и знаний российской и германской молодежи друг о друге;
- онлайн-конкурс "История в биографиях" (50 лучших работ войдут в сборник, опубликованный по результатам конкурса);
- "Педагогический десант": поездка делегации российских учителей истории, студентов педагогических вузов и школьников в ФРГ и делегации учителей и школьников из Германии в Россию, ознакомление с особенностями методики преподавания истории, обмен опытом преподавания сложных вопросов российско-германской истории - таких, как причины Первой и Второй мировой войн, советско-германские отношения 1939 - 1941 гг., послевоенная судьба Германии и т.д.;
- Круглый стол по проблемам преподавания истории Второй мировой войны;
- Цикл российско-германских вебинаров по вопросам методики преподавания истории в школах и вузах.
По итогам всех мероприятий будет подготовлен и размещен в открытом доступе комплекс методических рекомендаций по преподаванию сложных вопросов российско-германской истории.
Проект основан на опыте многолетнего сотрудничества Уральского государственного педагогического университета и образовательных организаций федеральной земли Баден-Вюртемберг. В рамках проекта будет создана функциональная модель российско-германского молодежного взаимодействия, которая может быть использована во взаимоотношениях других субъектов РФ с образовательными организациями ФРГ, а также в отношениях России с другими странами Европы.
Цели
Задачи
- Сформировать команду единомышленников, нацеленных на развитие двусторонних российско-германских отношений и эффективного партнерства, основанного на общечеловеческих ценностях, исторической памяти о ключевых событиях российско-германской истории, общих "местах памяти".
- Создать условия для совершенствования процесса преподавания истории российско-германских отношений в школах и вузах ФРГ и России путем установления диалога и обмена опытом учителей истории, школьников, студентов вузов и школ ФРГ и РФ.
- Совершенствовать навыки межкультурного взаимодействия путем приобретения опыта непосредственной межкультурной коммуникации молодежи России и Германии для формирования позитивного образа друг друга, основанного на знании культурных особенностей и исторического прошлого двух стран.
- Содействовать сохранению исторической памяти о причинах и последствиях Второй мировой войны, вкладе СССР в разгром фашизма посредством обмена опытом в сфере политики памяти, организации "Педагогического десанта" учителей истории и подготовки российско-германского методического пособия по истории.
Обоснование социальной значимости
В соответствии с задачами Стратегии национальной безопасности РФ наша страна выступает за укрепление взаимовыгодного сотрудничества с европейскими государствами. Социальная значимость проекта обусловлена следующими причинами.
1) В условиях современной геополитической обстановки и проводимой рядом стран откровенной антироссийской информационной политики особое значение приобретает проблема формирования объективного и положительного образа РФ в странах Европы и, прежде всего, в тех государствах, с которыми у нашей страны есть тесные исторические и культурные связи. Россию и Германию связывают многовековая история, в которой были периоды как эффективного сотрудничества, так и острого противостояния. В настоящее время ФРГ остается одним из ключевых партнеров России.
2) 1.09.2019 г. исполняется 80 лет с момента начала Второй мировой войны, память о причинах и последствиях которой должна выступать объединяющим фактором для всех народов, переживших войну. В мае 2019 г. в УрГПУ состоялась конференция «Методика преподавания истории Второй мировой войны: опыт РФ и ФРГ», в рамках которой учителя пришли к выводу о необходимости диалога между учителями истории. Тема сохранения памяти о героях и жертвах войны становится с каждым годом все актуальнее для учителей истории всех стран, участвовавших в войне, но в первую очередь для России и Германии. Подходы российских и германских учителей к освещению причин войны существенно отличаются. Например, в немецких учебниках в качестве первопричины войны выделяется пакт Молотова-Риббентропа, в то время как в российских - политика умиротворения. "Педагогический десант" в рамках проекта поможет увидеть образовательный процесс глазами друг друга, обменяться опытом, сблизить позиции.
3) В федеральной земле Баден-Вюртемберг в настоящее время внедряются новые учебные планы, одним из новых элементов является особый акцент на истории России, что обусловлено большим количеством школьников, имеющих российские корни (около 8 % населения). Учителя истории отмечают, что испытывают большие сложности в процессе подготовки к урокам, посвященным российско-германским отношениям, поскольку остро ощущается недостаток методических материалов, документов, дополнительной информации, которая могла бы представить расширенную картину того или иного события.
Предлагаемый проект позволит создать условия для долгосрочного сетевого научно-образовательного сотрудничества российской и германской молодежи, учителей истории, преподавателей вузов России и ФРГ.
География проекта
Международный проект. Основные участники проекта от Российской Федерации - школьники и студенты, учителя истории из Екатеринбурга и Казани, от ФРГ - учителя истории и учащиеся старших классов гимназий федеральной земли Баден-Вюртемберг. Основным партнером проекта с немецкой стороны станет Вальдорфская школа Креервальд г. Штутгарт, ученики которой изучают русский язык. В отдельных мероприятиях проекта, например, в онлайн-конкурсе "История в биографиях" на сайте http://o-rossii.ru/ смогут участвовать обучающиеся из всех регионов России и Германии. Предполагается, что совместная деятельность по реализации проекта будет способствовать созданию мультипликативной модели по формированию команды единомышленников для продвижения гуманитарных ценностей, культуры, языков и истории обеих стран в молодежной среде.
Целевые группы
- Молодежь и студенты
- Дети и подростки