В этом разделе размещены статьи ежегодного сборника научных трудов Уральского государственного педагогического университета "Лингвокультурология".

Как научить детей читать русскую народную сказку

Просмотров: 250

В статье рассматриваются особенности работы с русской народной сказкой, перечисляются основные жанровые особенности произведений. Автор описывает планируемые результаты учебной деятельности по данному направлению (личностные, метапредметные, предметные), а также перечисляет набор универсальных учебных действий, формируемых в ходе чтения сказок разных жанров. Отдельное внимание уделяется формированию речевых умений у младших школьников при работе с текстом сказки. В статье содержится описание основных методов работы с русской народной сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах. Автор раскрывает в статье различные приемы сообщения учебного материала на этапах усвоения текста сказки учащимся и формирования навыков и умений использования и применения полученных знаний, овладения алгоритмом практических действий на уроке.

Читать дальше

Самостоятельная работа как фактор успешного изучения русского языка как иностранного

Просмотров: 387

В статье поднимается проблема необходимости совершенствования процесса преподавания, применения активных форм обучения, одной из которых является самостоятельная работа студентов-иностранцев. Раскрываются особенности самостоятельной работы иностранных студентов, выявляются закономерности в процессе самостоятельной работы, факторы, способствующие эффективному изучению русского языка как иностранного. Предлагается ряд принципов, которыми нужно руководствоваться при организации данного вида работы. Ведущим подходом является современный методологический принцип обучения русскому языку как иностранному. Значимость самостоятельной работы выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем необходимо разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. Это позволяет обеспечить процесс социализации будущих специалистов, сформировать умение постоянно работать над своим культурным развитием. Материал работы представляет интерес для преподавателей РКИ, магистрантов и студентов-филологов.

Читать дальше

Управление работой школьного методического объединения учителей по вопросам развития речи обучающихся на уровне начального общего образования

Просмотров: 226

В статье представлен управленческий опыт координации деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов, способствующий системному решению проблем, связанных с развитием речи обучающихся, ведущий к повышению качества образования в процессе реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Читать дальше

Особенности обучения русскому языку лаосских курсантов

Просмотров: 526

В статье рассмотрены особенности лаосского языка и использование этих особенностей при изучении русского языка лаосскими курсантами, указаны типичные ошибки в речи курсантов.

Читать дальше

Информационно-коммуникационные технологии в работе преподавателя иностранных языков

Просмотров: 374

Использование мобильных технологий прочно входит во все сферы нашей жизнедеятельности. Тотальная Интернетизация, стремление к информационной и «беспроводной» свободе приводят к тому, что мобильные устройства начинают играть роль «третьего экрана» (после телевидения и компьютеров) информации. Массовость использования мобильных устройств делает их отличным техническим инструментом для организации и обеспечения образовательного процесса. Мобильные технологии в образовании — это необходимый инструмент формирования информационной культуры личности. Схемы, основывающиеся на мобильных технологиях и возможностях Интернета, могут быть успешно интегрированы в учебный процесс. В данной статье мы рассматриваем QR-коды, работающие на мотивацию, как возможность вовлечь студентов в активную познавательную деятельность через игровые формы и как хороший инструмент в проектной деятельности.

Читать дальше

Работа над усвоением фразеологизмов на занятиях РКИ в вузе

Просмотров: 933

В статье рассматривается вопрос о преподавании русской фразеологии иностранным студентам, подчеркивается необходимость изучения фразеологизмов на продвинутом этапе, когда обучающиеся уже имеют достаточный словарный запас и в целом хорошо владеют грамматикой русского языка. Отмечается, что русская фразеология представляет собой благодатный материал для страноведческих знаний об истории, традициях, обычаях и быте русского народа, ее изучение способствует формированию коммуникативных и культурных компетенций иностранных студентов. Акцентируется внимание на том, что успешное усвоение фразеологизмов иностранными студентами требует целенаправленной работы и тщательного отбора языкового материала. Предлагается комплекс заданий, позволяющих иностранным студентам усвоить особенности фразеологизмов как образных, целостных по значению единиц языка. Особое внимание автор уделяет видам заданий, направленным на формирование коммуникативных и культурных компетенций иностранных студентов.

Читать дальше

Особенности анализа стихотворных текстов на занятиях по русской литературе с иностранными студентами

Просмотров: 236

В статье рассматриваются особенности работы со стихотворными текстами на занятиях по русской литературе в иноязычной аудитории. На основе опыта работы автор исследования дает поэтапные рекомендации для организации аудиторной и самостоятельной работы, связанной с анализом стихотворений русских поэтов студентами-иностранцами.

Читать дальше

Межкультурная коммуникация в лингвистическом пространстве городской эргонимики

Просмотров: 258

В статье рассматриваются особенности городской эргонимики, функционирующей в условиях полиэтничной среды. Анализ эргонимов позволяет говорить о том, что наименования питейных заведений на территории Башкортостана являются определенным маркером, характеризующим специфику и особенности межкультурной коммуникации.

Читать дальше

Формирование навыков критического мышления в рамках школьного образовательного процесса

Просмотров: 392

Проблема развития критического мышления является актуальной в педагогике, его формирование — одна из актуальнейших задач современного образования. Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Роль учителя — не только развить навыки критического мышления, но и научить ребят, дать возможность воспользоваться ими.

Читать дальше

К вопросу о методических основах преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного

Просмотров: 712

В статье анализируется современная ситуация, сложившаяся в сфере преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного. Отмечается тенденция к размыванию границ применения методик его преподавания. Ставится под сомнение целесообразность выделения отдельной методики преподавания русского языка как неродного. Рассматриваются проблемы обучения инофонов в условиях русскоязычного окружения и проблемы обучения русскому языку детей с русским языком в качестве родного. Высказывается предположение о необходимости создания синкретичной методики преподавания русского языка, способной ответить на вызовы современности.

Читать дальше

Формирование коммуникативных умений у младших школьников с применением мультимедиа технологий

Просмотров: 248

В данной работе описаны возможности мультимедиа технологий в формирования коммуникативных умений младших школьников. В статье выделены коммуникативные умения младших школьников, приведены примеры различных программных продуктов на уроках русского языка.

Читать дальше

Особенности преподавания теоретических дисциплин китайским студентам

Просмотров: 232

В статье обобщен методический опыт использования различных форм проведения занятий с иностранными студентами по изучению теоретических дисциплин, к числу которых относятся «Основы научной речи», «История русского языка». Подобного рода работа может быть организована в форме научно-практической конференции для русских и иностранных студентов, а подготовка к ней может иметь форму коммуникативного тренинга, которую можно использовать и на других курсах, применяя созданную модель представления учебного материала. Занятия такого типа опираются на лингвистические знания, умения и навыки, которыми студенты-иностранцы овладевают в рамках вузовской программы по изучению родного языка. Подобные формы работы значительно расширяют лингвистический кругозор иностранных студентов, формируют их интерес к языку как объекту исследования и способность к научному осмыслению языковых явлений на русском языке. Такая форма, как коммуникативный тренинг научной речи позволяет сформировать навык презентации своего научного исследования на русском языке у иностранных студентов. Работа в рамках курса, посвященного изучению истории языка, нацелена на развитие навыков порождения лингвистических текстов. Предлагаются задания на трансформацию исходного текста и на создание собственного.

Читать дальше

Развитие интереса к чтению у младших школьников в процессе реализации проекта «Классный буккроссинг»

Просмотров: 353

В статье рассматривается процесс формирования интереса к чтению младших школьников. Раскрываются особенности реализации проекта «Классный Буккроссинг» в образовательном учреждении. Описываются основные правила участников проекта.

Читать дальше

Изучение паремий как способ приобщения к культуре в процессе изучения русского языка как иностранного

Просмотров: 366

Статья посвящена описанию возможностей использования пословиц и поговорок с целью реализации лингвокультурологического подхода при изучении русского языка как иностранного (РКИ). В статье сформулированы критерии отбора паремий для работы с иностранными обучающимися (соответствие общим требованиям, предъявляемым государственным стандартом к уровням владения РКИ; соответствие лексико-грамматическому и тематическому минимумам конкретного уровня владения РКИ; обязательная семантизация паремий с учетом этимологической, культурологической и стилистической составляющих; применение паремий в контексте; прагматическая составляющая). Кроме того, в статье приводятся возможные задания с паремиями при изучении различных тем лексики РКИ.

Читать дальше

Страница 2 из 3