Формирование артикуляционных навыков и навыка произношения музыкально-поэтического текста (Л.Н. Пичугина)
-
в Культура
-
Просмотров: 1589
В педагогике соединение речи и пения выступало определенным методическим приемом в обучении будущих драматических актеров. Включение пения в процесс изучения иностранному языку также использовалось педагогами в методиках изучения английского, немецкого, французского и других языков. Однако, чаще всего целью такого «вокального» изучения иностранного языка является запоминание отдельных слов, фраз или тех или иных выражений, имеющихся в текстах песен.
Во фрагментах этого и первого уроков главной целью является формирование артикуляционных навыков и навыков произношения музыкально-поэтического текста на русском языке.
Одна часть этой работы будет построена на речевых и певческих упражнениях, а другая – базируется на двух вокальных произведениях – русской народной песней «Расплетала косы русые береза» и авторской, хорошо известной в мире песни В.П. Словьева-Седого «Подмосковные вечера».
Фрагмент второго урока ведет доцент, к.п.н. Л.Н. Пичугина.
Цель урока - формирование артикуляционных навыков и навыка произношения музыкально-поэтического текста.
Эта цель реализуется в следующих задачах:
- Научить студентов произношению фраз с трудным сочетаниями согласных и гласных звуков.
- Сформировать умения выразительного исполнения фраз поэтического текста.
Основными методами и приемами, применяемым педагогом для решения первой задачи, являются:
- мелодекламация поэтического текста;
- вокально-двигательные упражнения, способствующие направлению звукового потока, при артикуляции гласных;
- приемом «пропевание» музыкального текста с акцентированием внимания на единой манере артикуляции гласных;
пение гласных текста песни с пропуском согласных звуков.
Основными методами и приемами, применяемым для решения второй задачи являются:
- пластическое интонирование;
- приемом – нахождение смысловых вершин музыкально-поэтического текста фразы.
Предполагаемый результат: сформированные начальные навыки трудно произносимых сочетаний гласных и согласных звуков в поэтическом тексте, умение в пении и в чтении поэтического текста понимать и осуществлять динамику развития фразы.
Тестовые задания после уроков
Первое тестовое задание:
Произносим, напевая, слоги:
- Бра – бро – бру
- Дра – дро – дру
- Тра-тро-тру
За произношение каждого верно исполненного упражнения студент получает по одному баллу.
Второе тестовое задание:
Произносим, напевая, в одинаковой позиции следующее сочетание гласных звуков:
- Ми – ма – ми
- Ли – ла – ли
- Ми–мо–му
За произношение каждого верно исполненного упражнения студент получает по одному баллу.
Третье тестовое задание:
Пропеть выразительно, а, затем, прочитать выразительно, обозначив вершину фразы интонацией:
- Если б знали вы
- Как мне дороги
- Подмосковные вечера
Ключ к выполнению третьего тестового задания: в первой фразе вершина на слове «знали», во второй фразе «дороги» (обратить внимание на ударение, иначе, выходит совсем другое слово - «дороги»!), в третье фразе «подмосковные». (За каждую верно отмеченную вершину фразы студент получает по одному баллу).
Таким образом, наибольшее количество баллов – девять; наименьшее – пять и меньше. Если вы набрали пять и менее пяти баллов, пожалуйста, повторите все тестовые задания еще раз.