Интеграционные процессы в сфере образования в рамках Союзного государства и ЕАЭС

Просмотров: 5179

Сотрудничество в сфере образования является ключевым направлением в развитии интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕАЭС, основой для формирования экономической стабильности в странах-участницах. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве имеют разнонаправленный характер. В настоящее время одной из актуальных проблем является относительно небольшое количество граждан РФ, обучающихся в вузах стран ЕАЭС. В то же время, увеличивается число граждан стран ЕАЭС в российских вузах. В статье рассмотрены статистические данные о количестве студентов из стран ЕАЭС и Союзного государства, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в высших учебных заведениях Российской Федерации и Беларуси. Сделан вывод о том, что сотрудничество в сфере образования в рамках Союзного государства менее эффективно, чем в рамках ЕАЭС.

Ключевые слова: Росстат, Союзное государство, Договор о создании Союзного государства, Белстат, белорусские вузы ЕАЭС, Договор о Евразийском экономическом союзе, российские вузы, Евразийский сетевой университет, ЕСУ, студенты

Автор: Комаров Никита Алексеевич, студент Института социального образования УрГПУ (направление подготовки: "Международные отношения")

Стремление к интеграции в различных регионах мира превратилось в устойчивую тенденцию мирового развития. От адекватной включенности стран в процессы интеграции, независимо от различий в уровнях их развития, отличий в культуре, религии, исторических традициях, во многом зависят от возможности преодоления мировых и региональных проблем. Интеграция стран СНГ отличается разноуровневым и разноскоростным характером, с различными востребованными форматами – «Зоной свободной торговли (ЗСТ)», «Союзным государством России и Белоруссии (СРБ)», «Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС)», «Таможенным союзом (ТС)» в рамках ЕврАзЭС, «Единым экономическим пространством (ЕЭП)», «Евразийским экономическим союзом (ЕврЭС)». «Договор о создании Союзного государства», вступивший в силу 26.01.2000 г., стал важным этапом в выборе руководством и народами Беларуси и России их национально-государственной идентификации. Близость языка, культур, принадлежность к единой церкви – РПЦ, общая история – это критерии, которые объединяют народы России и Беларуси [1-3, 10].

Союзное государство – надгосударственность Российской Федерации и Республики Беларусь, образованная в 1996 году, достигнутая договоренностью об образовании Сообщества России и Беларуси, целью этой надгосударственности является поэтапное становление единства пространства в политической, экономической, социальной, военной, таможенной, гуманитарной и образовательной сферах.

В Договоре о создании Союзного государства следующие положения относятся к сфере образования [5]:

  • развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов;
  • обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий.

По открытым статистическим данным Росстата 2018 года, так число белорусских граждан, обучающихся в Российской федерации по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях на очной и заочной формах составляет 10 308 человек, а это всего 4,5 от общего количества иностранных студентов, обучающихся по тем же программам в Российской федерации[12]. Важно то, что для белорусских граждан созданы льготные условия для поступления в российские вузы, т.е. российские и белорусские граждане имеют одинаковые права при поступлении в российские вузы. Но в защиту нужно отметить, что по тем же данным статистики Росстата с 2000-ого года количество белорусских граждан, обучающихся по вышеперечисленным программам в государственных и муниципальных образовательных организациях, увеличивается с каждым годом, так в 2000-ои году их было 3368 граждан, в 2005 г. – 5527, к 2016 году уже 7263.

Рассмотрим аналогичную статистику в статистическом ежегоднике Республики Беларусь [6]. Число граждан РФ в белорусских вузах непрерывно снижается, так с 2197 студентов в 2010/2011 учебном году количество русских студентов упало до 1546 в 2017/2018 учебном году. В процентом отношении эта цифра приобретает новые краски, так в 2010/2011 году - 23, 5 процента, а 2017/2018 году - 9,9 процента от всех иностранных студентов в Беларуси. Напоминаем, и при том, что русские и белорусские граждане по Договору о создании Союзного государства имеют равные права при получении образования в обеих странах.

Сотрудничество в сфере образования двух стран ведется на межправительственном, межведомственном, межрегиональном и межвузовском уровнях. Так, 2016 году из бюджета Союзного государства на сотрудничество в гуманитарной сфере, куда входит образование, было выделено 26% всех средств. Регулярно между Россией и Беларусью проводятся совместные заседания коллегий министерств образования России и Беларуси, научно-образовательные конференции, конкурсы, олимпиады и иные образовательные мероприятия. Между вузами и научными организациями двух стран заключено более 550 договоров о сотрудничестве[11]. Между Россией и Беларусью существуют совместные образовательные проекты: Военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных (Нахимовского военно-морского) и кадетских училищ Беларуси и России[7], Олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» [8] и т.д. Несмотря на совместные проекты, число студентов двух стран, обучающихся в вузах Союзного государства, непрерывно снижается, просматривается отрицательная динамика.

Рассмотрим сотрудничество в сфере образования в рамках Евразийского экономического союза. Начнем с определения, Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе [9]. Одной из трех целей ЕАЭС, определенных Статьей 1 Договора о Евразийском экономическом союзе, является стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза [9]. Для выполнения данной задачи сфера образования играет ведущую роль, охватывая самые различные аспекты взаимодействия.

После вступления Договора о ЕАЭС в силу Россия инициировала создание механизма сотрудничества стран ЕАЭС в сфере образования вне рамок Договора. При поддержке российских вузов и национально-славянских университетов Министерством образования и науки России была разработана концепция Сетевого университета ЕАЭС (позже получившего название «Евразийский сетевой университет», сокращенно ЕСУ), целями которого должны были стать формирование системы подготовки кадров по образовательным направлениям, актуальным для евразийской интеграции, и содействие разработке и реализации передовых научных исследований и опытно-конструкторских работ. Деятельность ЕСУ предполагалось осуществлять на основе мониторинга потребностей ЕАЭС в подготовке специалистов и в тесной связке с институтами ЕЭАС, бизнесом и академическим сообществом[13].

Обратимся к статистике Росстата и пронаблюдаем о количественных изменениях студентов из ЕАЭС, обучающихся в российских высших учебных заведениях по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Ниже представлена таблица, в которой приведены данные государственных и муниципальных образовательных организациях.

Страна/год

2000 год

2005 год

2016 год

2017 год

Армения

1097

1393

2201

2087

Беларусь

3368

5527

7263

7324

Казахстан

16665

17204

50653

52714

Киргизия

1230

825

4591

5472

Общее кол-во ин. студентов

58992

78139

175412

198295

На диаграмме ниже выведена статистика за 2000-ый год. На которой можно наблюдать, что в процентном соотношении страны ЕАЭС имеют высокие показатели. Это связано с тем, что на 2000-ый год в российских вузах обучалось всего 58 992 иностранных студента, из них 38% граждане ЕАЭС.

integratsionnye protsessy1

На диаграмме ниже приведены данные за 2017 год. На данной диаграмме можем пронаблюдать, что процентное соотношение граждан ЕАЭС в российских вузах снизилось. Это связано с тем, что за период с 2000 по 2017 гг. увеличилось количество иностранных студентов до 198 295 человек. Таким образом, количество иностранных студентов в российских вузах за этот период увеличилось в 3,3 раза. Но количество студентов из стран ЕАЭС увеличилось.

integratsionnye protsessy2

Таким образом, рассмотрев таблицу и диаграммы, можем сделать вывод о том, что динамика роста количества студентов из стран ЕАЭС в российских высших учебных заведениях увеличивается. Так, в 2017-ом году по сравнению с 2000-ым годом общее число студентов из стран ЕАЭС увеличилось в 3 раза. А в частности, граждан Казахстана в 3, 1 раза, Беларуси – в 2,2 раза, Киргизии – в 4,4 раза, Армении – в 1,9 раза.

Увеличение количества студентов из стран ЕАЭС в российских вузах не является безосновательным. В первую очередь, это связанно с созданием и развитием Евразийского экономического сообщества и пришедшего ему на замену Евразийского экономического союза, в рамках которого проходят интеграционные процессы, в частности, в сфере образования.

Сравнивая эффективность интеграционных процессов в сфере образования Союзного государства и Евразийского экономического союза можем сказать, что в большой степени они развиты в рамках ЕАЭС, в меньшей – в Союзном государстве. Так, трехкратное увеличение количества студентов из стран ЕАЭС в российских вузах противопоставлены увеличению белорусских студентов в России, но уменьшению студентов из РФ в белорусских вузах.

Библиографический список

  1. Махмутов А.Х. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsionnye-protsessy-na-postsovetskom-prostranstve-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 28.02.2019).
  2. Байдурин М.С. Специфика интеграционных процессов на пространстве СНГ. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-integratsionnyh-protsessov-na-prostranstve-sng (дата обращения: 28.02.2019).
  3. Бахлова О.В. Эволюция интеграционных процессов на постсоветском пространстве и их влияние на центрально-периферийную конфигурацию региона. [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17074702 (дата обращения: 28.02.2019).
  4. Евразийский экономический союз. Договор о Евразийском экономическом союзе. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eaeunion.org/files/history/2014/2014_2.pdf (дата обращения: 24.02.2019).
  5. Информационно-аналитический портал Союзного государства. Договор о создании Союзного государства [Электронный ресурс]. – URL: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/ (дата обращения: 23.02.2019).
  6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2018 год. [Электронный ресурс]. – URL: www.belstat.gov.by/upload/iblock/0be/0becfeb4ff8551d54808f25ebc33ca51.pdf (дата обращения: 24.02.2019).
  7. Олимпиада школьников Союзного государства «историческая и духовная общность». Состоялась торжественная церемония открытия заключительного этапа олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» 2017. [Электронный ресурс]. – URL: http://olimp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=8573 (дата обращения: 28.02.2019).
  8. Отечества достойные сыны собрались в «Орлёнке». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.educationmanagers.ru/dopolnitelnoe_obrazovanie/dod-kulturnoj-napravlennosti/otechestva-dostojnye-syny-sobralis-v-orlyonke/ (дата обращения: 28.02.2019).
  9. Официальный сайт Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eaeunion.org/#about-info (дата обращения: 24.02.2019).
  10. Пивоваров Е.И., Гущин А.В., Левченков А.С. Интеграция на постсоветском пространстве: новый век – новые горизонты изучения. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/integratsiya-na-postsovetskom-prostranstve-novyy-vek-novye-gorizonty-izucheniya (дата обращения: 28.02.2019).
  11. Российско-белорусский экспертный клуб. Проблемы развития образовательного пространства в Союзном государстве Беларуси и России. 2017 год. [Электронный ресурс]. – URL: http://eurasia.expert/upload/Obrazovanije-v-Soyznom-gosudarstve.pdf (дата обращения: 24.02.2019).
  12. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах. Официальное издание. 2018 год. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf (дата обращения: 23.02.2019).
  13. Юн С.М. Свобода перемещения услуг в ЕАЭС к 2025 году. [Электронный ресурс]. – URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/svoboda-peremeshcheniya-uslug-v-eaes-k-2025-godu/ (дата обращения: 25.02.2019).