Самостоятельная работа как фактор успешного изучения русского языка как иностранного

Просмотров: 1841

В статье поднимается проблема необходимости совершенствования процесса преподавания, применения активных форм обучения, одной из которых является самостоятельная работа студентов-иностранцев. Раскрываются особенности самостоятельной работы иностранных студентов, выявляются закономерности в процессе самостоятельной работы, факторы, способствующие эффективному изучению русского языка как иностранного. Предлагается ряд принципов, которыми нужно руководствоваться при организации данного вида работы. Ведущим подходом является современный методологический принцип обучения русскому языку как иностранному. Значимость самостоятельной работы выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем необходимо разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. Это позволяет обеспечить процесс социализации будущих специалистов, сформировать умение постоянно работать над своим культурным развитием. Материал работы представляет интерес для преподавателей РКИ, магистрантов и студентов-филологов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество высшего образования; самостоятельная работа; иностранные студенты; русский язык как иностранный; методика русского языка в вузе.

Сведения об авторе: Комарова Надежда Ивановна, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного, Вятский государственный университет.

INDEPENDENT WORK AS A FACTOR SUCCESSFUL LEARNING OF THE RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN

Abstract. The article raises the problem of the need to improve the teaching process, the use of active forms of learning, one of which is the independent work of foreign students. The features of independent work of foreign students are revealed, the regularities in the process of independent work, the factors promoting effective studying of Russian as a foreign language are revealed. A number of principles that should guide the organization of this type of work are proposed. The leading approach is the modern methodological principle of teaching Russian as a foreign language. The importance of independent work goes far beyond the scope of a single subject, and therefore it is necessary to develop a strategy for the formation of a system of abilities and skills of independent work. This allows to ensure the process of socialization of future specialists, to form the ability to constantly work on their cultural development. The material of the work is of interest to teachers of RCI, undergraduates and students-philologists.

Keywords: quality of higher education; independent work; foreign students; Russian as a foreign language; methodology of the Russian language in high school.

ABOUT THE AUTHOR: Komarova Nadezhda Ivanovna, Senior Lecturer of Department of Russian as a Foreign Language, Vyatka State University.

Требования, предъявляемые к качеству высшего образования, обусловливают необходимость совершенствования процесса преподавания, применения активных форм обучения, одной из которых является самостоятельная работа студентов. Уже много десятилетий методисты пишут о том, что языку нельзя научить, языку можно только научиться.

Цель работы — раскрыть особенности самостоятельной работы студентов.

Задачи:

1) выявить закономерности, связанные с использованием самостоятельной работы;

2) сформулировать условия использования самостоятельной работы, способствующие успешному изучению русского языка как иностранного.

В педагогической науке существуют различные подходы к определению самостоятельной работы.

И. Л. Наумченко рассматривает самостоятельную работу «как управляемый процесс, который служит главным образом целям обучения (усвоения, закрепления, совершенствования знаний в объеме вузовских программ) и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалиста».

П. И. Пидкасистый определяет самостоятельную работу как «средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью». Мы склонны разделить мнение тех ученых (С. А. Зиновьев, А. В. Ососков и др.), которые рассматривают самостоятельную работу как компонент творческой познавательной практической деятельности студентов.

Г. Е. Ермилов оговаривает, что работа может считаться самостоятельной, если она включает в себя элементы обдумывания и осмысления студентом своей деятельности, ее результатов и выводов из нее.

Л. Е. Кертман и Н. Н. Павлов основными критериями любой самостоятельной работы считают «единство познания и творчества».

Ведущим подходом исследования является современный методологический принцип обучения русскому языку как иностранному.

Подготовка конкурентоспособного специалиста практически невозможна без ориентации на технологии, обеспечивающие развитие субъектности. По мнению С. Соловейчика, «первая цель образования заключается в самостоятельности, образование оказывается бесполезным, если не ведет к самостоятельности. Ускользающий от нас секрет слова “самостоятельность” заключается в том, что самостоятельный — значит свободный». В связи с этим перспективной является проблема организации самостоятельной работы студентов в контексте инновационного обучения как фактора, способствующего успешному овладению знаниями, умениями и навыками.

Самостоятельная работа студентов — это важная форма учебного процесса, планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя под его руководством и контролем, в ходе которой совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению научных знаний, осваиваются новые навыки познания, формируется научное мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности. Самостоятельная работа — это активные формы и методы обучения, это единство учебно-воспитательной и научной работы, это сотрудничество студента и преподавателя.

Под самостоятельной работой при изучении русского языка понимается такая деятельность студентов, которая направлена на приобретение ими знаний, умений и навыков, в процессе которой студенты учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

Самостоятельная деятельность студента, в какой бы форме она ни выступала, всегда имеет единое основание в процессе обучения — индивидуальное познание. Оно базируется на трех видах деятельности студента: 1) деятельности по усвоению понятий, теорий, закономерностей или применению готовой информации в знакомых ситуациях обучения (при решении типовых познавательных задач); 2) деятельности, целью которой является определение возможных модификаций действия усвоенных закономерностей в измененных условиях ситуации — обучения; 3) деятельности, направленной на самостоятельное открытие закономерностей (решение творческих задач).

Организация любой самостоятельной работы студентов проходит в три этапа: первый этап — постановка перед студентами целей, задач, заданий, указания и разъяснения по выполнению заданий; второй этап — период самоорганизации студентов и их непосредственная деятельность по выполнению заданий, решению задач, поставленных преподавателем; третий этап — оценка и подведение итогов выполнения самостоятельной работы студентов.

Очень важным в процессе самостоятельной работы является переход на более высокий уровень усвоения — уровень применения знаний, который требует осуществления практических действий, направленных на использование полученной информации. Эти действия могут носить как теоретический характер: постановка задачи, поиск алгоритмов и методов ее решения, анализ результатов, формулировка выводов и обобщений, так и практические: конкретные действия по планированию и осуществлению эксперимента, проведение наблюдений и т. д. Только в этом случае может быть реализована одна из главных целей любого обучения — научить студента организовать свою познавательную деятельность, управлять ею и направлять ее на достижение общественно значимых целей. Организация работы в звене «знания — деятельность» есть важнейший элемент формирования мировоззрения, так как здесь очень важно личностное приятие основополагающих научных принципов, идей, концепций, методов. А это требует их убедительного обоснования, которое можно получить только в процессе осуществления определенной практической деятельности на основе полученных знаний. Результаты этой деятельности дают новую информацию, цель которой, во-первых, проверка и корректировка уже имеющихся знаний и, во-вторых, получение новых. Без данного звена студент не научится самостоятельно управлять собственным познавательным процессом: оно обеспечивает «обратную связь» в этом процессе. Еще С. Л. Рубинштейн отмечал, что информация особенно хорошо усваивается в том случае, когда субъект обучения целенаправленно ищет ее для осуществления определенной деятельности, для решения стоящей перед ним задачи и для этого актуализирует уже имеющиеся у него знания. Обучаемый в этом случае и объективно, и субъективно готов к восприятию нового знания.

Если говорить об изучении русского языка иностранными студентами, то «деятельностная» компонента данной цепочки может быть реализована при проведении практических занятий творческого, исследовательского характера, на которых удельный вес самостоятельной работы значительно возрастает. В процессе самостоятельной работы у студентов практически всегда возникает необходимость корректировки имеющихся знаний. Заключительным этапом работы может быть создание студентом итогового текста (устного или письменного).

Особое значение приобретает включение в самостоятельную работу элементов научных исследований, в частности написание рефератов (на продвинутом этапе изучения русского языка). Цель написания реферата как формы самостоятельной работы студентов в вузе — научиться самостоятельно находить научную литературу по теме; развить у студентов навыки самостоятельной работы с литературой при решении поставленных задач; анализировать проблему, факты, явления, систематизировать и обобщать данные, делать выводы; аргументированно высказывать свои мысли; оценивать теоретическое и практическое значение проблемы; выстраивать логику изложения материала; строить стилистически грамотное высказывание научного характера; правильно оформлять научную работу.

По мнению Н. Росиной [Росина 2006: 109–114], руководство самостоятельной работой в условиях инновационного обучения предусматривает организационную, методическую и регуляционную составляющие.

Организационная составляющая руководства самостоятельной работой предполагает создание управляющих учебных пособий, которые должны помочь студенту понять логику построения изучаемой дисциплины. Например, учебное пособие С. М. Исуповой и Н. И. Комаровой «Культура научной речи» содержит практические задания, направленные на изучение особенностей научного стиля речи, а также на формирование навыков продуцирования научного текста, содержатся контролирующие материалы, задания для самостоятельной работы. Пособие «Русский язык и культура речи» тех же авторов содержит задания творческого характера для самостоятельной работы по темам «Коммуникативные качества речи», «Основы ораторского искусства».

Методическая составляющая означает разработку заданий для самостоятельной работы, используемых в различных формах организации учебного процесса (лекции, семинарские, практические занятия, зачеты, экзамены).

Организация внеаудиторной самостоятельной работы требует разработки разноплановых, индивидуализированных заданий: анализ источников информации, выделение точек зрения на проблему, выполнение сравнительных таблиц, конструирование проблемных вопросов и задач, небольшие экспериментальные исследования.

Современный этап развития методики обучения русскому языку как иностранному характеризуется внедрением в учебный процесс различных компьютерных программ для самостоятельной работы иностранных студентов во внеаудиторное время. Дефицит учебного времени, сложность и разнообразие учебных задач вынуждают настоятельно обратить внимание на самостоятельную работу с использованием компьютерных технологий. Компьютерные программы активизируют учебный материал, тренируют отдельные аспекты языка, увеличивают объем усвоения информации. Кроме того, применение компьютерных программ способствует высокой мотивации к изучению языка, дает возможность работать в индивидуальном режиме. По словам Л. П. Саенко, компьютерные тесты «предусматривают повышенный уровень эффективности, экономичности и проверяемости, поэтому они имеют бесспорное преимущество, они дешевле, дают экономию по времени, лишены субъективного фактора, который присутствует при традиционном опросе» [Саенко 2000: 50].

Таким образом, компьютерные технологии в структуре самостоятельной работы становятся современным инструментом, существенно повышающим качество подготовки иностранных учащихся по русскому языку.

Регуляционная составляющая руководства работой студентов связана с организацией форм сотрудничества, стимулирующих их самостоятельность и творческую активность. Условием их проявления и развития является диалоговое взаимодействие как на лекциях, так и на семинарских и практических занятиях. Можно сказать, что успешность самостоятельной работы студентов зависит от установки и студентов, и преподавателей на сотворчество, от способности всех участников образовательного процесса к диалогу.

В процессе организации самостоятельной работы студентов очень велика роль преподавателя. От него зависит правильная постановка проблем, их отбор, формирование творческих групп студентов и т. д. Преподаватели постоянно оказывают студентам необходимую помощь путем собеседования, проведения индивидуальных и групповых консультаций, издания учебно-методических пособий и др. материалов.

В организации самостоятельной работы иностранных студентов при изучении русского языка необходимо руководствоваться следующими положениями.

  1. Самостоятельная работа студентов неразрывно связана с развитием мышления. Организуя самостоятельную работу студентов, важно научить их не только обобщать факты и делать выводы, но и уметь подтверждать обобщения фактами, раскрывать общие положения на конкретных примерах.
  2. Одна из основ организации самостоятельной работы студентов — принцип постепенного усложнения заданий.
  3. В системе самостоятельной работы должны быть разнообразные виды упражнений, основанные на зрительном, слуховом, моторно-двигательном восприятии.
  4. Самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся знаний и навыков.
  5. Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения.
  6. В системе самостоятельной работы при изучении русского языка в целях закрепления грамматической теории необходимо использовать литературные тексты, богатые лексикой, глубокие по содержанию, яркие и эмоциональные.
  7. В организации самостоятельной работы необходим индивидуальный подход.
  8. Необходима четкая формулировка целей выполнения задания.
  9. Должно быть сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой студентов.
  10. Необходимо гибкое сочетание самостоятельной работы студентов с другими формами и методами обучения.

Опыт показывает, что без учета указанных принципов невозможна правильная организация самостоятельной работы студентов-иностранцев при изучении русского языка и других дисциплин.

Значимость самостоятельной работы выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем необходимо разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. Это позволяет обеспечить процесс социализации будущих специалистов, сформировать умение постоянно работать над своим культурным развитием. Самостоятельная работа студентов-иностранцев в процессе изучения основ наук имеет важное значение.

Успешная организация самостоятельной работы является важным фактором, способствующим успешному изучению русского языка иностранными студентами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Исупова С. М., Комарова Н. И. Культура научной речи : учебное пособие. — Киров : Изд-во ВятГУ, 2005. 21 с.
  2. Исупова С. М., Комарова Н. И. Русский язык и культура речи: творческие задания для самостоятельной работы. — Киров : Изд-во ВятГУ, 2007. 30 с.
  3. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного обучения // Высшее образование в России. — 2006. № 7. С. 109–114.
  4. Саенко Л. П. Сочетание методов тестирования и традиционных форм контроля // НИРС. — 2000. № 1. С. 50.

REFERENCE

  1. Isupova S. M., Komarova N. I. Kul'tura nauchnoy rechi : uchebnoe posobie. — Kirov : Izd-vo VyatGU, 2005. 21 s.
  2. Isupova S. M., Komarova N. I. Russkiy yazyk i kul'tura rechi: tvorcheskie zadaniya dlya samostoyatel'noy raboty. — Kirov : Izd-vo VyatGU, 2007. 30 s.
  3. Rosina N. Organizatsiya SRS v kontekste innovatsionnogo obuche-niya // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2006. № 7. S. 109–114.
  4. Saenko L. P. Sochetanie metodov testirovaniya i traditsionnykh form kontrolya // NIRS. — 2000. № 1. S. 50.