Управление работой школьного методического объединения учителей по вопросам развития речи обучающихся на уровне начального общего образования

Просмотров: 503

В статье представлен управленческий опыт координации деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов, способствующий системному решению проблем, связанных с развитием речи обучающихся, ведущий к повышению качества образования в процессе реализации основной образовательной программы начального общего образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методические объединения; развитие речи; начальная школа; учителя начальных классов; театральные технологии; преемственность в обучении.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Клусова С. А., заместитель директора МАОУ Гимназия № 205 «Театр», высшая квалификационная категория.

MANAGEMENT OF THE SCHOOL METHODICAL ASSOCIATION OF TEACHERS ON THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF STUDENTS AT THE LEVEL OF PRIMARY EDUCATION

Abstract. The article presents the management experience of coordination of the school methodical Association of primary school teachers, which contributes to the systematic solution of problems related to the development of speech of students, leading to the improvement of the quality of education in the process of implementation of the basic educational program of primary education.

KEYWORDS: methodical associations; development of speech; primary school; primary school teachers; theatrical technologies; receptivity in education.

ABOUT THE AUTHOR: Klusova S. A., Deputy Director of the MAEI Gymnasium № 205 «Theatre», Highest qualification category.

Деятельность управленца на современном этапе развития школы, несомненно, должна основываться на нормативной базе «Закона об образовании в Российской Федерации», требованиях ФГОС, Примерных основных образовательных программ, Основной образовательной программе ОУ. Во всех этих документах, так или иначе, затрагиваются вопросы необходимости кропотливой работы над развитием речи обучающихся.

Исследования последних лет показывают, что качественный уровень развития речи школьников имеет тенденцию к снижению. Показателями этого, с одной стороны, являются обеднение, сужение словарного запаса, простота грамматических структур, используемых как в устной, так и в письменной речи, стилистические несоответствия речевых клише, применяемых в различных коммуникативных ситуациях, засорение речи жаргонными выражениями и др. С другой стороны, в массовой школе увеличивается доля детей с общим недоразвитием речи, дислексией, дисграфией. Введение инклюзивного образования влечет за собой и увеличение доли детей с тяжелыми нарушениями речи.

Данные наблюдения подтверждаются результатами Всероссийских проверочных работ по русскому языку в четвертых классах, внутренним мониторингом степени сформированности УУД, мониторингом развития читательской грамотности обучающихся, статистикой по наличию детей с ОВЗ. Ситуация в нашем образовательном учреждении также соответствует общим тенденциям последних лет.

Таким образом, возникла необходимость системных изменений в работе школьного методического объединения учителей начальных классов Гимназии, направленных на повышение качества развития речи обучающихся. На начальном этапе были проведены обучающие занятия с учителями по изучению нормативных требований к уровню развития речи обучающихся на уровне начального общего образования. Проведен совместный анализ соответствия результатов внешних контрольных мероприятий текущим достижениям учеников. Выявлены «западающие» зоны. Результаты работы были доведены до всех участников образовательных отношений, следствием чего стали изменения, внесенные в Учебный план, План внеурочной деятельности и планы воспитательной работы классов.

В 2015–2016 учебном году в Учебный план в часть, формируемую участниками образовательных отношений, был введен учебный предмет «Развитие речи». Содержание предмета полностью соответствует требованиям ФГОС, Примерных образовательных программ и ООП НОО Гимназии в части требований к развитию речи обучающихся. Содержание рабочей программы обеспечивается учебниками русского языка и литературного чтения, используемыми в Гимназии. Рабочая программа по развитию речи не дублирует, а расширяет курс русского языка и литературного чтения в области речевого развития обучающихся. В настоящее время учителя и обучающиеся активно используют дополнительные возможности для практического совершенствования речевой деятельности.

Как результат — итоги ВПР, где показатели реализации ПООП НОО по разделам, связанным с развитием речи выше, чем в среднем по региону и, отчасти, выше чем по РФ.

В План внеурочной деятельности были внесены изменения, связанные с развитием речи обучающихся. Ученики получили возможность совершенствовать коммуникативную и речевую культуру на занятиях курса внеурочной деятельности «Моя Читалия», где дети знакомятся с новинками детской литературы, изучают и обсуждают ее. В 2017–2018 учебном году в рамках курса проходили встречи с детскими писателями Урала О. Колпаковой и С. Лавровой. Подобные встречи активизируют читательский интерес и формируют коммуникативную культуру юных читателей.

Планы воспитательной работы классов также подверглись коррекции, в них были внесены традиционные мероприятия, направленные на поддержку целевой программы «Чтение и работа с текстом», входящей в ООП НОО.

Перечислим основные мероприятия:

  • Библиотечные уроки, в том числе и сетевое взаимодействие с библиотеками города.
  • Конкурс «Первоклассный читатель». В течение месяца в классах еженедельно появляются тексты и задания к ним. Дети самостоятельно с ними работают. В результате выявляется победитель среди всех участников по параллелям.
  • Интеллектуальные командные игры (Что? Где? Когда?).
  • Участие в школьных СМИ. Уже в трех классах выпускается свой журнал, кроме того, дети пишут в школьную газету, создают сборники сказок, притч и т. д.
  • Ведение читательских дневников.
  • Работа с портфолио. (Описание событий, интересных мероприятий).
  • Конкурсы чтецов и др.

Любая коллективная деятельность только тогда эффективна, когда она систематическая и планомерная. Для достижения целей повышения качества развития речи в школьном методическом объединении учителей начальных классов был спланирован и проведен ряд методических мастер-классов по продуктивному чтению, методике написания сочинений и изложений, активным приемам работы с книгой и словарями. Мы обсудили единые требования к устным и письменным сообщениям.

После того, как несколько учителей прошли курсы повышения квалификации обучения русскому языку как неродному, мы пришли к выводу, что при современном уровне развития речи обучающихся, вне зависимости, является ли для них русский язык родным или нет, методы обучения русскому языку как неродному будут эффективны для всех. Часть учителей имеют также вторую специализацию — учитель иностранного языка, что, несомненно, помогает им в практике развития речи обучающихся. Обобщение практического опыта данной группы учителей также позволило повысить качество деятельности учителей по развитию речи обучающихся.

Положительный эффект общего развития речи и коммуникативных умений обучающихся дает также применение в обучении театральных технологий, поэтому в ШМО были проведены тренинги, мастер-классы по их применению в учебной деятельности. Нужно отметить, что театральные технологии — это не только (скорее совсем не) драматизация, но и использование театральных игр, ритмопластических, дыхательных упражнений, занятия по культуре и технике речи, основы театральной культуры, работа над сценическими этюдами, кукольными и драматическими инсценировками, работа над спектаклем, режиссура урока [Басина, Крайзель и др. 2005].

Отдельное направление деятельности ШМО — реализация программы коррекционной работы. Все диагностические срезы в большей или меньшей степени содержат часть, связанную с уровнем развития речи. Это позволяет своевременно выявить группу детей, имеющих затруднения при изучении русского языка. Далее планируется индивидуальная или групповая работа по коррекции имеющихся недостатков. Несомненно, отсутствие в организации специалистов логопедов и дефектологов замедляют и осложняют работу в данном направлении, поэтому на данном этапе мы работаем с психологом, а также в режиме консультаций, самообразования, повышения квалификации. В перспективе создание при ШМО дефектологической службы, а также внесение в План внеурочной деятельности коррекционных занятий по развитию речи обучающихся.

В этом году началась апробация устного собеседования по русскому языку в девятых классах. Мы не могли остаться в стороне, ведь то, что заложено на начальном уровне обучения, является базой всего дальнейшего обучения. Нами было проведено совместное заседание методического объединения с учителями русского языка и литературы, которое показало, что наши подходы к развитию речи обучающихся, сложившиеся в последние три года, совпадают с требованиями, предъявляемыми на собеседовании, а это значит, что через 5–6 лет мы должны получить гораздо более высокие результаты на итоговой аттестации обучающихся 9-х классов.

Подводя итог, отметим, что высокие качественные показатели в образовании возможно достичь только в четкой и слаженной командной работе всех участников образовательной деятельности. Кроме того, администраторы и учителя должны ясно понимать, какую глобальную цель преследуют все мероприятия, как оценочные, мониторинговые, учебные, так и воспитательные или развлекательные, осуществляемые в образовательном учреждении. Целеполагание, планирование, системность деятельности, прогнозирование и анализ полученных результатов, коррекция осуществляемой деятельности — та цепочка действий, которая способствует достижению наилучших результатов, как в индивидуальной работе, так и в коллективной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Басина Н. Э., Крайзель Е. З., Санина Н. Н., Сулимова Н. П., Суслова О. А., Танаева Е. Н., Храмцова Е. Э. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды : образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. — Екатеринбург : Издательство АМБ, 2005. 160 с.

REFERENCES

  1. Basina N. E., Krayzel' E. Z., Sanina N. N., Sulimova N. P., Suslova O. A., Tanaeva E. N., Khramtsova E. E. Teatral'naya pedagogika kak sredstvo sozdaniya razvivayushchey obrazovatel'noy sredy : obrazova-tel'naya programma povysheniya kvalifikatsii pedagogov i rukovoditeley obrazovaniya. — Ekaterinburg : Izdatel'stvo AMB, 2005. 160 s.