Формирование навыков критического мышления в рамках школьного образовательного процесса

Просмотров: 2157

Проблема развития критического мышления является актуальной в педагогике, его формирование — одна из актуальнейших задач современного образования. Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Роль учителя — не только развить навыки критического мышления, но и научить ребят, дать возможность воспользоваться ими.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: критическое мышление; мыслительные процессы; личностно-ориентированный подход; школьники; приемы критического мышления.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Дубина Елена Олеговна, учитель английского языка, МАОУ СОШ № 30.

THE FORMATION OF CRITICAL THINKING SKILLS AS A PART OF THE SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS

ABSTRACT. This article describes one of the most actual educational problems. It is critical thinking. This question is popular in different sciences, especially in pedagogy. Its formation is one of the most important tasks of modern education. Critical thinking is the ability to analyze information from the standpoint of logic, the ability to make judgments, decisions and apply the results to both standard and non-standard situations, issues and problems. The role of the teacher is not only to develop critical thinking skills, but also to teach children and give them the opportunity to use these techniques.

KEYWORDS: critical thinking; thinking skills; personality-oriented approach; schoolchildren; critical thinking techniques.

ABOUT THE AUTHOR: Dubina Elena Olegovna, English teacher, School 30.

Современное общество, в котором мы живем, в котором растет юное поколение, предъявляет новые требования к личности. Теперь задачами школы и всего образовательного процесса являются: добыча и обработка информации, выделение основного, быстрая ориентация в конкретной ситуации, а, следовательно, роль учителя — воспитать новый вид ученика: социально-адаптированную личность.

Если учитель будет придерживаться личностно-ориентированного подхода, то процесс обучения можно сделать эффективным и радостным для каждого ребенка. При данном подходе учитель и ученик трудятся вместе ради достижения общей цели. При этом педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Чтобы активизировать мыслительную деятельность ученика, необходимо решить одновременно три задачи:

  1. Выбрать форму работы на уроке, способную заинтересовать учащегося с любым уровнем подготовки, вовлечь весь класс в совместный процесс познания.
  2. Определить для каждого посильную для него часть общей проблемы, реализуя дифференцированный подход к обучению.
  3. Снять у слабого учащегося страх перед плохой оценкой при неверном ответе, «раскрепостить» процесс его мышления.

Одним из эффективных путей решения этих задач является широкое внедрение в практику урока технологии критического мышления.

Современный мир представляет собой динамично развивающуюся систему. Чтобы стать успешным и достичь желаемого результата, нам необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться. Как отмечают ученые, достижение данной цели невозможно, если человек не обладает навыками и умениями критического мышления. В то время как те, кто обладает хорошо развитым критическим мышлением, справляются со сложными и, казалось бы, непосильными проблемами. Такого рода люди способны ясно и четко формулировать суть вопроса, проводят сбор и отбор информации, делают обоснованные заключения, затем проверяя их [Смирнова 2015].

Доказано, что процесс формирования навыков и умений критического мышления происходит постоянно, но особую роль играет тот период, когда человек находится на этапе становления личности, получения знаний, формирования жизненной позиции. Значит, мы можем говорить о том, что время обучения в школе — один из самых благоприятных моментов в развитии навыка критического мышления. По утверждению Д. Халперн, «образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное и умения осмыслить и применить полученную информацию» [Халперн 2000].

Проблема развития критического мышления является актуальной как в психологии, так и в педагогике. Большое количество как зарубежных, так и российских исследователей посвящают свои труды данной проблеме, предлагая все новые определения критического мышления.

Эдвард Глейзер в своих первых работах понимает под критическим мышлением способность мыслить критически [Glaser 1941].

В 1987 году на ежегодной международной конференции, посвященной вопросам критического мышления и образовательных реформ, было предложено следующее определение: «Критическое мышление — это интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия» [Scriven 1987].

Американский ученый, психолог Дайана Халперн рассматривает интересующий нас термин как тип мышления, основанный на когнитивных навыках и стратегиях, позволяющий приходить к результатам, которые отличаются своей взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Она отмечает, что критическое мышление не является врожденной способностью, а, следовательно, его можно развивать. И не только можно, но и нужно, поскольку способность мыслить критически позволяет человеку корректно интерпретировать ситуацию, приучает к четкости мысли, структурированности [Халперн 2000].

Таким образом, говоря о критическом мышлении, мы вслед за Д. Халперн понимаем его как особый тип мышления, при котором человек должен обладать неким набором практических навыков и умений, с помощью которых и происходит процесс критического мышления. К ним относятся: наблюдательность, собственная интерпретация действительности, умение анализировать, способность к умозаключениям (выводам), оценивание. Для осуществления процесса критического мышления нужно применять логику, поэтому недостаточно только теоретических основ, которые учащиеся получают в рамках образовательного процесса, в таком случае требуется больший кругозор и глубина знаний, творческое воображение, а также точность, справедливость, эмоциональность. Так как критическое мышление понимают как процесс оценки достоверности, точности чего-либо, способность искать и находить причины, рассматривать все возможные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов, поэтому часто его еще называют логическим или аналитическим мышлением.

В рамках школьного образования учащиеся получают знания о каком-либо факте, явлении, правиле в готовом варианте, который не предполагает наличия разных точек зрения. Учителя стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, но в настоящее время в связи с переходом на новую модель образования обществу нужны специалисты не только с хорошим уровнем знаний, но и с навыками нестандартного мышления. Важно, чтобы школьники научились понимать, что не всегда существует четко определенная позиция по какой-либо проблеме, нужно объяснить им как в большом потоке информации отбирать главное, разбираться в самой сути вопроса, рассматривать разные подходы и принимать для себя ту сторону, которая будет более ясной, понятной, значимой. Следовательно, можно говорить о том, что критическое мышление — это не только способ оценки окружающей действительности, но и средство ее познания.

Д. Клустер отмечает, что многие учителя отождествляют критическое мышление с такими мыслительными процессами, как запоминание, понимание и творческое, интуитивное мышление. При всей значимости развития памяти запоминание не есть мышление. Развитие интеллекта в большей мере связано не с эксплуатацией памяти, а с развитием самостоятельного мышления. Как считает автор, не является мышлением и понимание, это лишь одно из предварительных условий критического мышления [Клустер 2002].

Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов.

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Роль учителя — не только развить навыки критического мышления, но и научить ребят, дать возможность воспользоваться ими. Д. Халперн выделила качества, необходимые для реализации данной технологии:

– Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их и выстроить последовательно.

– Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Только обладая разнообразными, порой противоречивыми идеями, ученик сможет вынести решение.

– Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость, ученик сможет добиться гораздо лучших результатов в обучении.

– Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

– Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

– Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы те решения, которые принимает ребенок, воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Критическое мышление вовсе не подразумевает под собой неприятие других («чужих») суждений или критику всей поступающей информации, но предполагает разносторонний подход к рассматриваемым проблемам, вопросам, чтобы затем учащийся мог вынести и принять для себя обдуманное, взвешенное и обоснованное решение. Ориентация школьных уроков и всей образовательной программы на критическое мышление предполагает, что знания не выдаются в готовом виде, информация, которую учащиеся поучают из различных источников, не принимается на веру, не является неоспоримым фактом. Напротив, каждый ученик ищет и вырабатывает свое мнение в рамках учебного процесса.

Еще в начале XX века Д. Дьюи высказал идею о том, что главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа — это обучать детей думанию.

Технология критического мышления дает ученику:

– повышение эффективности восприятия информации;

– повышение интереса к изучаемому материалу, а также к самому процессу обучения;

– умение критически мыслить;

– умение ответственно относиться к собственному образованию;

– умение работать в сотрудничестве с другими;

– повышение качества образования учеников.

Технология критического мышления дает учителю:

– умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

– возможность использования образовательных моделей, направленных на развитие критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

– стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

– стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления может быть использована на любом учебном предмете, в рамках любого урока, будь то введение новой темы или закрепление пройденного материала. Однако подробнее остановимся на данном приеме в процессе обучения иностранному языку.

Урок иностранного языка имеет особое положение в системе школьного курса, так как изучаемый язык является одновременно и целью обучения, и в то же время средством, с помощью которого происходит процесс усвоения знаний. Язык — это средство коммуникации, то есть основной задачей учителя является обучение навыкам эффективного взаимодействия на иностранном языке. Однако об успешности общения можно говорить лишь тогда, когда участники коммуникативного процесса поняли друг друга и пришли к определенному договору, что и является результатом речевого взаимодействия. При этом процесс коммуникации может быть как письменным, так и устным. Следовательно, формировать навыки критического мышления в рамках урока иностранного языка можно в любом виде речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, говорении.

Приемы развития критического мышления, используемые учителями в урочной системе, не только способствуют развитию личности учащихся, но и помогают педагогам систематизировать знания учащихся, обеспечивают комфортные условия для познавательной деятельности. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. В результате правильно подобранных методик и технологий происходит формирование коммуникативной компетенции.

Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. В настоящее время широко распространены следующие приемы критического мышления: «Мозговой штурм», стратегия «Fishbone», «Insert», «Круги по воде», таблица тонких и толстых вопросов, заполнение различных кластеров, «Синквейн», составление диаграмм, написание творческих эссе и мн. др.

При выполнении какого-либо задания учащиеся должны понять главную мысль, проследить логику изложения материала, выделить проблему, сопоставить полученную информацию уже с той, которую знают, и определить, какие дополнительные сведения им необходимы, чтобы сделать вывод и сформулировать свою точку зрения по конкретному вопросу или проблеме. Ученики должны уметь проанализировать собранные данные, оценить их значимость, выбрать необходимое, структурировать информацию, затем синтезировать, чтобы использовать при решении проблемы, аргументировать свою точку зрения. Все это — этапы критического мышления.

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование критического мышления — одна из актуальнейших задач современного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? — М. : Русский язык, 2002. № 29.
  2. Смирнова И. В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. — 2015. № 5.
  3. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб., 2000. 512 с.
  4. Edward M. Glaser, An Experiment in the Development of Critical Thinking, Teacher’s College. — Columbia University, 1941.
  5. Scriven M., Paul R. W. Defining Critical Thinking // 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform, Summer 1987. – National Council for Excellence in Critical Thinking, 1987.

REFERENCES

  1. Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshlenie? — M. : Russkiy yazyk, 2002. № 29.
  2. Smirnova I. V. Ponyatie kriticheskogo myshleniya v sovremennoy pedagogicheskoy nauke // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2015. № 5.
  3. Khalpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya. — SPb., 2000. 512 s.
  4. Edward M. Glaser, An Experiment in the Development of Critical Thinking, Teacher’s College. — Columbia University, 1941.
  5. Scriven M., Paul R. W. Defining Critical Thinking // 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform, Summer 1987. – National Council for Excellence in Critical Thinking, 1987.