Формирование коммуникативных умений у младших школьников с применением мультимедиа технологий

Просмотров: 1899

В данной работе описаны возможности мультимедиа технологий в формирования коммуникативных умений младших школьников. В статье выделены коммуникативные умения младших школьников, приведены примеры различных программных продуктов на уроках русского языка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникативные умения; младшие школьники; информационно-коммуникативные технологии; учебная деятельность; мультимедиа; русский язык; уроки русского языка; начальное обучение русскому языку; развитие речи.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Дильмиева Евгения Игоревна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 85.

FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH THE USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

Abstract. This articledescribes the possibilities of multimedia technologies in the formation of communication skills of primary school children. The article highlights the communicative skills of primary school children, examples of various software products in the lessons of the Russian language.

Keywords: communication skills; primary school children; information and communication technologies; educational activity; multimedia; Russian language; Russian language lessons; basic Russian language training; speech development.

ABOUT THE AUTHOR: Dilmieva Evgenia Igorevna, primary school teacher, MBOU School 85.

Начальная ступень школьного образования — это база, фундамент, от которого в школе зависит успех дальнейшего развития и обучения ребенка. Это возлагает на учителя начальных классов огромную ответственность. Задача учителя — не только заложить в развитие ребенка знания в области русского языка, математики, естествознания, но и, прежде всего, сформировать личность с определенным набором личностных качеств, которые в дальнейшем помогут создать условия для владения ребенком способами учебной деятельности, в том числе и развить коммуникативные умения. С этой целью в процесс обучения необходимо включить целенаправленное формирование коммуникативных умений младших школьников. Вслед за Г. М. Андреевой, под коммуникативными умениями мы пониманием комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик [Андреева 1981].

Г. М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Коммуникативная сторона общения обеспечивает цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания в соответствии с ситуацией общения. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа — интерактивная сторона общения. Эта группа обеспечивается за счет соотношения рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизации общения, умения проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях [Андреева 1981].

Таким образом, в младшем школьном возрасте выделяются следующие коммуникативные умения: умение организовывать текст сообщения в соответствии с ситуацией общения; умение получать обратную связь; умение преодолевать коммуникативные барьеры; умение инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в процессе общения; умение организовывать сотрудничество; умение активного слушания; умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности; умение производить благоприятное впечатление.

В младшем школьном возрасте социализация характеризуется овладением системой средств, необходимых для освоения социальных ролей, осознанием себя носителем культуры и формированием первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового пространства страны [Дёмышева 2015: 101].

Современный мир стремительно меняется, огромный информационный поток, обрушившийся на младшего школьника, не позволяет в полной мере осуществлять процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Чаще этот процесс замыкается на использовании различных информационно-коммуникационных технологий. Задача учителя научить ребенка работать с информацией, использовать ее в общении, научить ребенка выражать свои мысли, используя информацию. Высказывание академика А. П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире — важнейшая задача современной школы» [Асмолов, Бурменская, Володарская 2010] должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для того чтобы решить все эти задачи возникает необходимость использования в образовательном процессе мультимедиа технологии.

Применение мультимедиа-технологий позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра, по-прежнему, играет ведущую роль в деятельности младшего школьника. Играя, обучающиеся осваивают и укрепляют грамматические понятия, происходит формирование речевых умений и навыков. Использование мультимедиа технологий безболезненно, постепенно переключает детей от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий.

Развитие коммуникативных умений у ребенка младшего школьного возраста позволяет сделать образовательный процесс непринужденным, мотивированным. В школьной практике чаще всего применяются игровые моменты, основанные на соревновании. Эти приемы показывают детям уровень их подготовленности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность в процессе коммуникации.

В настоящее время существует множество программных продуктов, предназначенных для организации учебной деятельности, способствующих развитию коммуникативных качеств детей.

В процессе лингвистического образования часто используются различные компьютерные программы для разработки игр и квестов с опросами, аудио- и видеоинформацией. Одним из таких средств является программный продукт российской фирмы iSpring «Suite iSpring». Suite позволяет создавать электронные задания в PowerPoint с последующим сохранением в web-формате.

С помощью этого редактора можно создавать 4 типа интерактивностей: Книга, Каталог, Вопрос-ответ, Временная шкала. С помощью интерактивностей можно с легкостью систематизировать и организовать любую текстовую или графическую информацию, которая имеется у учителя или учащихся. Редактор диалогов «Talk Master» в iSpring Suite позволяет создавать диалоговые тренажеры, состоящие из набора сцен, каждая из которых включает вопрос и варианты ответов для различных воспитательных задач [Федеральный … 2010]. Это дополнительный инструмент для развития и воспитания учащихся и отработки навыков коммуникации, которые так важны для развития детей.

Так, например, при работе над подготовкой к написанию любого сочинения в редакторе Suite iSpring можно систематизировать всю накопленную информацию для высказывания. Это может быть план будущего текста, создаваемый при помощи интерактивности Вопрос-ответ, а может быть и перечень лексических единиц с их толкованием в интерактивности Каталог. Все созданные тексты детей представляются в виде книги, в которой собраны сочинения на определенную тематику.

В школьной практике используются следующие формы работы с применением мультимедиа технологий: классно-урочные (работа в парах, в малых группах), игры, разноуровневые задания, творческие задания, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработка грамматических заданий. Учащиеся принимают участие в видеоконференциях.

Подводя итог изложенному выше, можно говорить о том, что в настоящее время приоритет отдается использованию мультимедиа технологий на различных уроках в начальной школе, в том числе и на уроках филологического цикла. При этом мультимедиа технологии позволяют обеспечить положительную мотивацию обучению, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация), повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5–2 раза, усовершенствовать контроль знаний, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока, формировать навыки коммуникативной и исследовательской деятельности [Шипицына 1995]. Надо отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сформировать навыки самостоятельности у младших школьников. Обучающиеся поняли, что компьютер и мультимедиа технологии — это не только игрушка, но и источник знаний. Благодаря использованию мультимедиа технологий школа решает важнейшую задачу — создает условия для обучения маленького человека жить в огромном информационном мире, развивая коммуникативные умения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агафонова И. Н. Уроки общения для детей 6–10 лет «Я и мы» : программа. — СПб, 2003.
  2. Андреева Г. М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. — Прага, 1981.
  3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя. — М., 2010.
  4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2002.
  5. Дёмышева А. С. Язык как средство социализации младшего школьника // Педагогическое образование в России. — 2015. № 3. С. 100-103.
  6. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение 2010. 31 с.
  8. Шипицына Л. М. Основы коммуникации / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова [и др.]. — СПб., 1995.

REFERENCES

  1. Agafonova I. N. Uroki obshcheniya dlya detey 6–10 let «Ya i my» : programma. — SPb, 2003.
  2. Andreeva G. M. Printsip deyatel'nosti i issledovanie obshcheniya // Obshchenie i deyatel'nost'. — Praga, 1981.
  3. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A i dr. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole. Ot deystviya k mysli : posobie dlya uchitelya. — M., 2010.
  4. Bityanova M. R. Organizatsiya psikhologicheskoy raboty v shkole. — M., 2002.
  5. Demysheva A. S. Yazyk kak sredstvo sotsializatsii mladshego shkol'nika // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2015. № 3. S. 100-103.
  6. Zakharova A. V. Psikhologiya formirovaniya samootsenki. — Minsk, 1993.
  7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. — M. : Prosveshchenie 2010. 31 s.
  8. Shipitsyna L. M. Osnovy kommunikatsii / L. M. Shipitsyna, O. V. Za-shchirinskaya, A. P. Voronova [i dr.]. — SPb., 1995.