Как научить детей читать русскую народную сказку

Просмотров: 1671

В статье рассматриваются особенности работы с русской народной сказкой, перечисляются основные жанровые особенности произведений. Автор описывает планируемые результаты учебной деятельности по данному направлению (личностные, метапредметные, предметные), а также перечисляет набор универсальных учебных действий, формируемых в ходе чтения сказок разных жанров. Отдельное внимание уделяется формированию речевых умений у младших школьников при работе с текстом сказки. В статье содержится описание основных методов работы с русской народной сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах. Автор раскрывает в статье различные приемы сообщения учебного материала на этапах усвоения текста сказки учащимся и формирования навыков и умений использования и применения полученных знаний, овладения алгоритмом практических действий на уроке.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: младшие школьники; литературное чтение, жанровые особенности, русские народные сказки, приемы обучения; устное народное творчество; методика литературы в школе.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Крылова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 117, г. Екатеринбург.

HOW TO TEACH CHILDREN TO READ THE RUSSIAN FOLKTALE

Abstract. In the article features of work with the Russian folktale are considered, the main genre features of works are listed. The author describes the planned results of educational activities in this area (personal, meta-subject, subject), and enumerates a set of universal educational activities formed during the reading of tales of different genres. Special attention is paid to the formation of speech skills in younger schoolchildren when working with the text of a fairy tale. The article contains a description of the main methods of working with the Russian folk tale at the lessons of literary reading in primary classes. The author reveals in the article various methods of communicating the educational material at the stages of mastering the text of the fairy tale to students and forming the skills and abilities of using and applying the acquired knowledge, mastering the algorithm of practical actions in the lesson.

Keywords: junior high school students; literary reading; genre features; Russian folk tales; teaching methods; folklore; methodology of literature at school.

ABOUT THE AUTHOR: Krylova Tatyana Grigorevna, the Teacher of Initial Classes, MAOU SOSH 117, Ekaterinburg.

Один из основных жанров в обучении младших школьников — русская народная сказка. Он формирует навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Это один из самых популярных жанров фольклора, потому что присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. За сказочной фантастикой стоит подлинный мир народной жизни — большой и многокрасочный. Сказка — описание жизненного опыта, с чертами повседневного быта. Но дает ли такую аналитическую возможность наш учебник? После анализа учебной литературы можно сделать вывод, что русских народных сказок в учебниках по программе «Перспектива» (авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий) недостаточно. Значит нужно искать другие источники, выбрать сказки, которые познакомят с другими героями, другими волшебными предметами. Так, например, в 1–2 классах необходимо добавить сказки о животных, в 3–4 классах — бытовые сказки. Кроме того, не стоит забывать о докучных сказках.

В процессе обогащения внутреннего мира ребенка сказками возможно и использование внешних ресурсов: видеоматериалы в сети Интернет (художественные фильмы, презентации); в учебном кабинете можно собрать библиотеку, чтобы дети имели возможность пользоваться литературой. С этой же целью в рамках внеурочной деятельности можно запланировать выходы с классом в районную библиотеку, в театр. Но и здесь возникает проблема. После анализа репертуара театров можно сделать вывод, что мало русских народных сказок ставят на наших сценах. Если брать современные художественные фильмы и мультфильмы, то чаще всего стоит ограничение, и информация о добре и зле недостоверная.

Чтение русских народных сказок на уроках с применением технологий критического мышления позволяет решать насколько задач.

Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину и историю России («Серебрянное блюдечко и наливное яблочко»); развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о поведении героев сказок («Волк и лиса»); развитие этических чувств; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей («Белая уточка»); развитие навыков сотрудничества («У страха глаза велики»); формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения («…Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка…»); развитие умения находить выходы из трудных ситуаций («Иван-царевич и серый волк»); наличие мотивации к труду («Морозко», «Финист — ясный сокол»); формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты: овладение навыками смыслового чтения сказок, осознанное построение речевых высказываний и умений; активное использование речевых средств инсценирования сказок для решения коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; установление аналогий и причинно-следственных связей; построения рассуждений на основе сюжета сказки.

Предметные результаты: понимание сказки как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирование отношения к сказке как важнейшей культурной ценности; формирование отношения к сказке как искусству слова; осознание духовно-нравственных ценностей; осознание значимости систематического чтения сказки для личностного развития; формирование представлений об истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности через русскую народную сказку; умение выбирать сказки для самостоятельного чтения.

Чтение сказок позволяет сформировать универсальные учебные действия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу (на примере героев сказки дети учатся ставить цели и задачи).

Познавательные: формировать читательскую компетентность через работу с текстом; пополнять словарный запаса через поиск информации, используя на уроках словари для определения лексического значения слова.

Коммуникативные: допускать возможность существования разных точек зрения на поступки героев сказки; формулировать аргументированное мнение; самостоятельно задавать вопросы по прочитанной сказке; строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге; отождествлять себя с героями фольклора.

Через сказку ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. С помощью русской народной сказки дети учатся: образно мыслить; в обычном предмете или явлении видеть необычное; принимать основы эстетической культуры; проводить параллели между сказкой и действительностью, тем самым решать логические задачи; осознавать себя гражданином своей страны, быть толерантным в современном многонациональном обществе, социально активным и при этом осознавать ответственность за свои поступки.

«Родной край, его история, — писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» [Лихачев 2000]. Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, формирование у него потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Таким образом, читая с детьми русские народные сказки, мы реализуем требования ФГОС. Сказка воспитывает — это один из ее жанровых признаков. Достигается особый эффект резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда. Но для того, чтобы сказка воспитывала, нужно уметь ее читать и понимать. Русская народная сказка позволяет формировать правильный способ чтения благодаря повторам, устойчивым выражениям (жили-были, повторы действий и другие). Это важно для учащихся, которые читают медленно.

На уроках необходимо уделять внимание формированию речевых умений при работе с текстом сказки: полные ответы на вопросы по содержанию текста сказки; нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание; пересказ сказки; воспроизведение содержания сказки с опорой на иллюстрации, презентации, видео, фонограммы.

Задачи расширения эстетического восприятия сказки на основе использования произведений живописи и музыки можно решить следующим образом: формировать умение воспринимать красоту сказки через произведения художников и музыкантов, сравнивать тексты сказки с произведениями живописцев (картины В. Васнецова, И. Билибина); формировать умение передать свои впечатления через рисунок, аппликацию; слушать сказки в исполнении мастеров художественного слова (фонограммы, отрывки из фильмов или мультфильмов); воспитывать внимательное отношение к слову в тексте («…дрозд горевать, дрозд тосковать…»); наблюдать за языком, находить слова, помогающие ярко и точно понять содержание («…на лазоревом платье — частые звезды, на голове — месяц ясный, такая красавица»).

В связи с этим были определены основные методы работы на уроках литературного чтения по разделу «Русские народные сказки»: объяснительно-иллюстративный метод (сообщения учебного материала); репродуктивный метод (формирование умений использования полученных знаний и умений через деятельностный подход); проблемный метод (формирование умения раскрывать проблемы и показать способы их решения); поисковый метод (постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем). Почему у Бабы Яги избушка на курьих ножках? С какой скоростью могла летать она в ступе?; исследовательский метод (обеспечение поисковой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем).

Специфика педагогических технологий состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленной цели, в связи с этим в технологическом подходе к обучению выделяют: постановку целей с ориентацией на достижение результатов; подготовку учебных материалов и организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями; оценку текущих результатов, коррекцию обучения, направленную на достижение целей; заключительную оценку результатов.

Критическое мышление — один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Исходя из этого, критическое мышление может развивать следующие качества ученика: готовность к планированию; восприятие идей других; достижение цели; готовность исправлять свои ошибки; отслеживание хода рассуждений; поиск компромиссных решений.

На этапе усвоения текста сказки учащимся предлагаются различные приемы сообщения учебного материала.

Прием «Кластер» — представление информации графически. В центре — ключевое понятие. Рядом — понятия, связанные с ключевым. Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием.

Прием «Корзина идей». Прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. При этом в 1 классе можно использовать куклу-помощника.

Прием «Восприятие». Идет подготовка к восприятию сказки (звучат народные мелодии, демонстрируется видеоряд). Дети по первым звукам или сюжетам определяют тему урока.

Прием «Галерея». К уроку готовится выставка книг, иллюстраций по теме урока. Дети по оформлению определяют тему.

Этап формирования навыков и умений использования и применения полученных знаний, овладение алгоритмом практических действий.

Прием «Остановка». При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?». Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

Прием «Чтение в лицах» облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

Прием «Прогноз» — это прогнозирование дальнейшего развития сюжета

  1. Что изменилось бы, если бы герой поступил иначе?
  2. Мог ли быть у этой сказки другой конец?

Описанные приемы позволяют сделать процесс знакомства и владения сказками наиболее информативным и успешным.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лихачев Д. С. Русская культура. — М. : Искусство, 2000. 438 с.

REFERENCE

  1. Likhachev D. S. Russkaya kul'tura. — M. : Iskusstvo, 2000. 438 s.