Интерактивные методы в процессе обучения иностранному языку

Просмотров: 1798

В работе рассматриваются интерактивные методы в процессе обучения иностранному языку на современном этапе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерактивные методы; инновационные технологии; мультимедиа; презентации; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Жикеева А. Р., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, Костанайский филиал Челябинского государственного университета.

INTERACTIVE METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Abstract. The work considers interactive methods in the process of teaching a foreign language at present stage.

Keywords: interactive methods; innovative technology; multimedia; presentations; foreign languages; foreign language teaching methods.

ABOUT THE AUTHOR: Zhikeyeva A. R., Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Philology, Kostanay branch of Chelyabinsk State University.

Инновационные технологии в процессе обучения становятся популярными в последнее время. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Мы живем в мире электронной культуры. Меняется и роль преподавателя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с обучающимися [Губина 2012: 345–347].

Интерактивные формы имеют свои преимущества и их немало.

Во-первых, инновационные технологии, в отличие от традиционных, ориентированы на результат, а не на процесс. Главное — достижение определенного (нового по сравнению с традиционным) результата.

Во-вторых, целью реализации инновационных технологий является умение применить полученные знания, умения, навыки, компетенции в практической деятельности, а не только накопление обучающимся знаний, умений, навыков, то есть цель использования инновационных технологий состоит не в накоплении знаний, а в формировании умения использовать эти знания.

В-третьих, основная идея деятельностного подхода состоит в том, что знания приобретаются не в процессе заучивания, а в процессе выполнения определенных действий для достижения цели занятия. Обучающийся постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством преподавателя выполнять упражнения.

В-четвертых, меняется суть взаимоотношений педагога и студента. Преподаватель выступает организатором образовательного пространства занятия, консультирует, осуществляет экспертизу эффективности деятельности. Большую роль играет организация занятия, его подготовка.

В-пятых, инновационные технологии в проведении занятий направлены на индивидуальное развитие, обусловливают создание условий на занятии или во внеучебной деятельности для обучения каждого с учетом его личностных особенностей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т. д).

В-шестых, инновационные технологии обучения учитывают и факт востребованности специалиста после окончания обучения. Именно поэтому внимание направлено на формирование коммуникативных навыков и умений работать в паре, группе, коллективе, команде.

Интерактивные формы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Сегодня многими педагогами с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Эти методы могут включать активные и интерактивные формы проведения занятий в преподавании иностранного языка. Активные формы предусматривают деятельную позицию обучающегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время занятий с их применением данных форм используются индивидуальные средства обучения, в том числе компьютер, электронное обучающее устройство, учебник, тетрадь.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала.

Интерактивные (от англ. inter — «между»; act — «действие») методы, в соответствии с буквальным переводом, предполагают взаимодействие преподавателя и студентов в процессе обучения. Соответственно, интерактивное обучение — это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога [Селевко 2005: 25].

В связи с этим инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у обучающихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, обучающиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Остановимся на некоторых из них.

Интерактивные формы способствуют качественному усвоению нового материала. В частности, в преподавании дисциплины «Иностранный язык» используются следующие разновидности активных форм обучения, реализующихся в выполнении творческих упражнений, например:

– написание предложенного текста в другом функциональном стиле;

– замена предложенных конструкций синонимичными;

– замена иноязычных слов в тексте исконно немецкими или исконно английскими словами и др.

Цель игровой формы занятия — пробудить интерес к познанию. При включении обучающихся в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у обучающихся, создают положительный эмоциональный настрой в ходе занятия. В процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» используются разнообразные дидактические лингвистические игры:

– задания по типу «Исключи лишнее» «Was passt nicht?»

Например: Was passt nicht?

  1. Flughafen — Haltestelle — Abflughalle — Informationsschalter (Flugzeug).
  2. Anklicken — speichern — notieren — drucken (zur E-Mail).

«Узнай слово» при работе с лексикой:

Was bedeuten diese Wӧrter?

  1. Die Rushhour
  2. Die City
  3. Das Sightseeing
  4. Tageszeit mit viel Verkehr
  5. Die bekannten Orte in einer Stadt besuchen
  6. Stadtzentrum

Или еще один вариaнт по теме «Charakter»:

Finden Sie entsprechende russische Wӧrter:

Ein Stubenhocker ist jemand, der am liebsten zu Hause sitzt (домосед)

Eine Stimmungskanone ist jemand, der witzig und amüsant ist (душа компании).

В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применение мультимедиа. Методы и приемы использования мультимедиа на занятии могут быть разными, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать процесс обучения интересным и содержательным. Преимуществом таких занятий является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет дидактические функции.

Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:

  • дать обучающимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
  • повысить роль наглядности в учебном процессе;
  • удовлетворить запросы, желания и интересы обучающихся;
  • экономит учебное, аудиторное время.

С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи, в частности:

  • при изучении нового материала, предъявления новой информации;
  • при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • при обобщении, систематизации знаний.

Кроме того, использование мультимедийной презентации эффективно не только в качестве введения нового материала, но и в качестве промежуточного контроля знаний обучающихся.

Интерактивная игра на занятиях рассматривается как важное средство повышения интереса обучающихся к изучаемому предмету, приобретение навыков работы в малых группах. Активность обучающихся при такой подаче материала проявляется ярко и носит продолжительный характер.

Нами было проведено исследование по мультимедийным презентациям среди студентов Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ» по специальности «Перевод и переводоведение». Материалом нашего исследования являлись две мультимедийные презентации, содержащие интерактивные игры по дисциплине «Теоретическая фонетика английского языка».

Наша цель заключалась в следующем: провести сопоставительный анализ качества подготовленных мультимедийных презентаций и их влияние на систематизацию полученных знаний. Тема игры «Фонетические особенности английского языка». В качестве эксперимента были созданы две мультимедийные презентации на вышеуказанную тему. В первой намерено были допущены типичные ошибки в оформлении и подаче материала, вторая же была создана с учетом ошибок первой презентации. Интерактивные игры были проведены среди студентов второго курса, специальности «Перевод и переводоведение».

Благодаря комментариям и отзывам студентов, нами было выявлены следующие недостатки первой презентации:

  1. Чрезмерно яркая цветовая палитра.
  2. Разные шрифты.
  3. Неправильно оформленные гиперссылки.
  4. Представленные иллюстрации низкого качества и слишком яркие по отношению к текстовому материалу.
  5. Некачественное звуковое сопровождение (местами его отсутствие).
  6. Часть материала презентации не предназначена для воспроизведения на другом устройстве.

По той же аналогии нами были выявлены преимущества второй презентации, которыми являются:

  1. Оригинальный подход к выбору тематики материала и к составлению правил интерактивной игры.
  2. Качественный векторный материал.
  3. Выдержанная цветовая гамма.
  4. Корректная работа гиперссылок.
  5. Наличие звукового сопровождения при смене слайдов и переходе по гиперссылкам.
  6. Качественное звуковое сопровождение, соответствующее тематики презентации.

Таким образом, исследования показали, что работа с мультимедийной презентацией действительно способствует качественному усвоению представленного материала обучающимися, независимо от уровня базовых знаний. Однако стоит отметить, что особую заинтересованность у обучающихся вызывает именно качественно оформленная интерактивная игра. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с качественной мультимедийной презентацией улучшает восприятие материала обучающимися, которые признают, что работать с мультимедийной презентацией гораздо интереснее, чем просто с бумажным носителем. Кроме того, по их мнению, мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в ходе работы на занятии.

Таким образом, интерактивные методы в процессе обучения иностранному языку способствуют решению разнообразных комплексных задач, усвоению нового материала и закреплению изученного, развитию творческих способностей, формированию необходимых профессиональных умений и навыков обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. — 2004. № 3. С. 28.
  2. Асророва М. У. Современные инновационные технологии в образовании // Молодой ученый. — 2015. № 6. С. 564–566.
  3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М. : Наука, 1982.
  4. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой ученый. — 2012. № 3. С. 345–347.
  5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. 120 с.

REFERENCES

  1. Alekseeva L. N. Innovatsionnye tekhnologii kak resurs eksperimenta // Uchitel'. — 2004. № 3. S. 28.
  2. Asrorova M. U. Sovremennye innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii // Molodoy uchenyy. — 2015. № 6. S. 564–566.
  3. Babanskiy Yu. K. Problemy povysheniya effektivnosti pedago-gicheskikh issledovaniy. — M. : Nauka, 1982.
  4. Gubina T. N. Mul'timedia prezentatsii kak metod obucheniya // Molodoy uchenyy. — 2012. № 3. S. 345–347.
  5. Selevko G. K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove aktivizatsii, intensifikatsii i effektivnogo upravleniya UVP. — M. : NII shkol'nykh tekhnologiy, 2005. 120 s.