Развитие интереса к чтению у младших школьников в процессе реализации проекта «Классный буккроссинг»

Просмотров: 263

В статье рассматривается процесс формирования интереса к чтению младших школьников. Раскрываются особенности реализации проекта «Классный Буккроссинг» в образовательном учреждении. Описываются основные правила участников проекта.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: чтение детей; интерес к чтению; буккросинг; младшие школьники; метод проектов; проектная деятельность.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

  • Гарипова А. Р., учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 167.
  • Дёмышева Алина Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет.

THE DEVELOPMENT OF INTEREST IN READING OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF THE PROJECT «CLASS BOOKCROSSING»

Abstract. The article deals with the process of forming interest in reading of primary school children. The features of the project «Class Bookcrossing» are in educational institution. The basic rules of the project participants are described.

Keywords: children reading; interest in reading; bookcrossing; primary school children; project method; project activity.

ABOUT THE AUTHORS: Garipova A. R., primary school teacher, School № 167.

Demysheva Alina Stanislavovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogical University.

Современное образовательное пространство погрузилось в паутину информационных технологий. Любая попытка учителя обратить внимание детей на книгу как на источник знаний превращается в совместные родительские усилия поиска в сети Интернет любой информации от доклада до художественной литературы. Возникла необходимость в создании некой активной среды в образовательном пространстве, направленной на приобщение младших школьников к книге.

Развитие читательского интереса — достаточно сложный процесс формирования личности. Через читательский интерес находят свое выражение характер личности, нравственно-эстетическое отношение к окружающей действительности, общий кругозор и культурный уровень человека. Наличие или отсутствие интереса к чтению — главный фактор отношения ученика к книге, критерий ее оценки. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий [Воюшина 2007]. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, которая лишена для ученика всякой привлекательности, а, следовательно, и эффективности.

С целью формирования интереса к чтению у младших школьников нами был организован книжный клуб в рамках проекта-конкурса «Классный буккроссинг». Буккроссинг — хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. Конечная цель буккроссинга глобальна — превратить мир в огромную бесплатную библиотеку. Проект создан для привлечения внимания детей к книге, демонстрации ее современности и многогранности.

Основная цель проекта — привлечение внимания современного ученика к книге, увеличение интереса к чтению с помощью современных интерактивных подходов. В ходе проекта решались следующие задачи:

– создание уникальной интерактивной среды, обеспечивающей доступность и внимание к книге;

– вовлечение ученического, педагогического и родительского сообщества в процесс обмена книгами с помощью игровых технологий;

– создание школьного сообщества буккроссеров с целью включения в технологию «отпускания книги на волю», отслеживания пути книги, обмена впечатлениями о прочитанном;

– диагностика интереса к чтению обучающихся начальной школы;

– формирование культуры чтения.

Процесс буккроссинга состоит из простейшего действия, основанного на принципе «прочитал — отдай другому». На книгу наклеивается лист с информацией: эмблема «Буккроссинга», шифр книги, название, читательский рейтинг книги. Регистрацию книги проводит классный руководитель. Участник буккроссинга может регистрировать одну книгу или несколько. Книга выставляется на полках стеллажа. Участник — читатель — выбирает книгу, регистрирует выдачу.

Исходя из идеи проекта, любой участник образовательного пространства может стать классным буккроссером, принеся любимую, уже прочитанную книгу в школу и оставив ее на полках в кабинете класса. Затем волонтеры-библиотекари каждого класса вносят книгу в журнал и прикрепляют особый лист, на котором каждый прочитавший или просто полиставший страницы оставляет отметку. Чаще всего это «Смайлик», отражающий степень удовлетворенности книгой и общее впечатление о прочитанном.

В рамках проекта был организован сбор книг, маркировка и оформление полок с книгами, подписание соглашений на обработку персональных данных. В достаточно краткий срок на полках школы оказалось огромное количество книг (до 100 наименований) разных направлений и жанров. Это были совершенно разные по жанрам книги: от русских народных сказок до классических художественных произведений для взрослых. На полках стала появляться и достаточно редкая печатная продукция, например, манга.

Совместно с инициативной группой школьников и библиотекарем были разработаны правила участника проекта «Классный Буккроссинг»:

  1. Выбери дома книгу, которую ты прочитал, и хотел бы порекомендовать друзьям для прочтения.
  2. Посоветуйся с родителями о возможности участия этой книги в Буккроссинге, принести книгу в класс.
  3. Зарегистрируй принесенную книгу у классного руководителя и размести ее на книжной полке.
  4. Отслеживай «жизнь» книги в «Журнале отпуска книг».
  5. Береги книгу.
  6. Не задерживай у себя книгу долго, помни, что ее хотят многие прочитать.
  7. Напиши свое мнение о книге и оставь отзыв в кармашке «Скажи обо мне».

Все эти правила организуют процесс Буккроссинга и позволяют контролировать перемещение книг в образовательном пространстве.

Для поддержания мотивации к проекту в образовательном учреждении были проведены различные конкурсные программы:

– лучший критик (написание отзыва о прочитанной книге);

– лучший художник-иллюстратор (создание серии иллюстраций по содержанию прочитанной книги);

– самый активный буккроссер;

– книга-рекордсмен по прочтению;

– лучший рекламист (создание краткой рекламной аннотации к полюбившимся книгам);

– самый активный читатель;

– супер-книга (собравшая самое большое количество положительных «смайликов»).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что уровень грамотности человека напрямую зависит от его потребности к чтению, умения обращаться с книгой и извлекать необходимую информацию. Мы уверены — успешность, грамотность, коммуникабельность человека напрямую зависят от его культуры чтения. Именно поэтому и был реализован данный проект, который позволил обратить внимание младших школьников на книгу и показать ее самоценность.

Наблюдения показали, что использование нетрадиционных, творческих форм работы и соответствующих методов и приемов обучения не только делает уроки более интересными, но и стимулируют развитие читательского интереса учащихся и их познавательной активности. Одним из таких приемов является реализация проекта-конкурса «Классный Буккроссинг». Мы надеемся, что лозунг этого проекта «Отпусти на волю книгу — подари ей жизнь» будет стимулировать развитие интереса к книге и станет правилом общения с миром книг у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воюшина М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников : монография. — СПб. : Сударыня, 2007. 320 с.

REFERENCES

  1. Voyushina M. P. Modernizatsiya literaturnogo obrazovaniya i razvitie mladshikh shkol'nikov : monografiya. — SPb. : Sudarynya, 2007. 320 s.