Обучение лексике на основе информационно-коммуникационных технологий

Просмотров: 227

В данной статье рассматривается роль информационно-коммуникационных технологий в иноязычном образовании, а также варианты их использования на уроке. Как пример использования информационно-коммуникационных технологий можно рассматривать программы для заучивания лексических единиц. Одной из таких программ является BX Language acquisition.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: федеральные государственные образовательные стандарты; ФГОС; информатизация образования; информационно-коммуникационные технологии; иностранные языки; лексические единицы; лексикология; методика преподавания иностранных языков.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Валова Галина Александровна, бакалавр педагогических наук, Уральский государственный педагогический университет; учитель английского языка, МАОУ СОШ № 7.

LEARNING VOCABULARY ON THE BASIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

ABSTRACT. This article discusses the role of information and communication technologies in foreign language education, as well as options for their use in the classroom. As an example of the use of information and communication technologies, it is possible to consider programs for learning lexical units. One such program is BX Language acquisition.

KEYWORDS: federal state educational standards; informatization of education, information and communication technologies; foreign languages; lexical units; lexicology; foreign language teaching methods.

ABOUT THE AUTHOR: Valova Galina Alexandrovna, Bachelor of Pedagogy, Ural State Pedagogical University; Teacher of English Language, MAOU SOSH № 7.

В стремительно меняющемся мире система образования не остается статичной.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта в систему общего образования изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения опираются на компетентностный подход, в основе которого лежат понятия компетенции и компетентности.

Основные результаты, согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5–9 кл.), освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции)», а также «2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; 3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции».

Одной из ключевых позиций является «расширение… лексического запаса», в связи с этим обучение лексике на основе информационно-коммуникационных технологий представляется, на наш взгляд, одним из актуальных направлений освоения основной образовательной программы основного общего образования [Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644: 9].

Анализ исследований, проведенных за последние десятилетия, показал, что разрабатывались следующие направления: вопросы, связанные с обучением иноязычной лексике (А. Н. Щукин, И. А. Зимняя, Ю. В. Еремин); изучение и разработка современных методик обучения иностранному языку (Е. И. Соловова, Н. Д. Гальскова, А. Н. Щукин, Г. А. Китайгородская); использование электронных средств обучения (С. В. Волков, В. А. Вуль); технические средства в обучении иностранным языкам (М. В. Ляховицкий, И. М. Кошман), в том числе применение электронного словаря как средства обучения иностранному языку (В. Б. Балабанов, Е. В. Максимик); электронные средства обучения иностранным языкам (В. Б. Балабанов, Е. В. Максимик).

Э. Г. Азимов определяет информатизацию как «глобальный процесс производства и использования информации как общественного ресурса, базирующийся на массовом внедрении технологий сбора, обработки, хранения и передачи информации», а информатизацию образования как «процесс обеспечения сферы образования современными информационными технологиями» [Азимов, Щукин 2009: 89].

Подчеркивается, что основная цель изучения иностранных языков — это «развитие коммуникативной культуры обучаемых, умение применять знания языка на практике» [Балабанов, Максимик 2015].

Современные компьютерные технологии на уроках иностранных языков предполагают: поиск необходимой информации в Интернете, просмотр видеороликов, фильмов, использование различных обучающих игр и программ, работа с сайтами.

Знакомство с обучающими компьютерными программами побуждает изменить свое отношение к изучению иностранного языка в школе. Многообразие видов деятельности, красочность электронных учебников вызывают большой интерес у учащихся.

Отмечается, что обучение при помощи компьютерных программ дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика, реализует парную и групповую работу под руководством преподавателя, побуждает вернуться к изучаемому материалу дома.

Говоря об информационно-коммуникационных технологиях, М. В. Ляховицкий разграничивает, с одной стороны, технические средства обучения (ТСО), т. е. аппаратуру, и аудиовизуальные средства обучения (АВСО), т. е. электронные носители информации — с другой.

Согласно его классификации, аудиовизуальные средства обучения подразделяются на:

1) аудитивные (слуховые) средства обучения (АСО) — фонограммы;

2) визуальные (зрительные) средства обучения (ВСО) — видеограммы;

3) комбинированные аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства обучения (АВСО) — видеофонограммы [Луферов 2014: 59].

А. Н. Волкова, А. Ю. Васильев приводят в своих работах следующую классификацию информационных технологий:

  • Операционные системы
  • Технологии алгоритмизации и программирования
  • Технологии тестирования
  • Технология создания баз данных
  • Технологии создания, построения и использования хранилищ данных
  • Облачные технологии
  • Технологии мультимедиа
  • Технологии поиска в базах данных и т. д. [Волкова, Васильев 2015:17].

Как пример использования информационно-коммуникационных технологий можно рассматривать программы для заучивания лексических единиц. Одной из таких программ является BX Language acquisition.

BX Language acquisition — программа-оболочка, предназначена для заучивания написания и произношения иностранных слов. Заучивание лексических единиц в программе основано на накоплении статистики ответов на задания программы. Слова предлагаются для повторения по методике Эббингауза. Учащиеся могут самостоятельно настроить систему повторения выученного материала.

На базе МОАУ СОШ № 7 г. Сухой Лог было проведено тестирование в 5-х классах. 54% детей отметили, что слышали об электронных программах изучения иностранного языка, но только 7,7% из них указали название, подавляющее большинство пользовались только программами-переводчиками и просмотром видеороликов, и 7,7% указали «BX Language acquisition», т. к. на уроке с данной программой их познакомил учитель.

Учащиеся заинтересовались данной разработкой, установили программы себе на компьютеры и телефоны и с января 2018 года заучивают новые лексические единицы при помощи данной программы.

15 февраля учащиеся 5-х классов представили проекты по темам «Электронные платформы изучения английского языка», и «Программы обучения лексике. BX Language acquisition» на научно-практической конференции на уровне школы.

В ходе подготовки к данному мероприятию обнаружилось, что большая часть учащихся не умеют делать скриншоты, создавать презентации. В рамках подготовки к конференции ученики научились этому, используя программу Power Point.

Первые результаты проверки качества выполнения домашних заданий, связанных с заучиванием слов (из 4 подгрупп 3 используют данную программу и одна нет), показали, что в группах, использующих для запоминания новых лексических единиц программу BX Language acquisition процент запоминания гораздо выше: 89% и 76% (контрольная группа).

Фрагмент тематического планирования (в качестве иллюстрации использования информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в 5-х классах общеобразовательной школы).

Таблица

Тема урока

ИКТ

1.   Знакомство. Глагол to be.

Презентация «Глагол to be». Цель: актуализация материала, отработка новых грамматических навыков.

2.   Члены семьи. Глагол have got.

Презентация «Глагол have got». Цель: актуализация материала, отработка новых грамматических навыков.

3.   Древо семьи. Притяжательный падеж.

Презентация с фотографиями работ учащихся — «Древо семьи» — представление детских проектов на тему «Семья».

4.   Моя семья. Числительные 1–100.

BX Language acquisition. Подбор лексических единиц.

5.   Контроль навыков говорения.

-—

6.   Входная контрольная работа.

-—

7.   Свободное время.

Презентация «Spare time». Презентация включает работы учащихся на тему «Свободное время. Каникулы»

8.   Настоящее простое время. Утвердительные предложения.

Презентация «Present Simple. Утвердительные предложения». Цель: актуализация знаний, отработка новых грамматических навыков.

9.   Настоящее простое время. Отрицательные предложения.

Презентация «Present Simple. Отрицательные предложения». Цель: актуализация знаний, отработка новых грамматических навыков.

10. Настоящее простое время. Вопросительные предложения.

Презентация «Present Simple». Цель: актуализация знаний, отработка новых грамматических навыков.

11. Свободное время моей семьи.

BX Language acquisition. Подбор лексических единиц.

12. Систематизация и обобщение по теме «Свободное время».

«Spare time» в форме игры «Своя игра». Цель: обобщение и систематизация знаний.

Таким образом, можно отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий в обучении лексике иностранного языка соответствует новым требованиям к процессу обучения и его результатам, развитию общества, предполагает использование разнообразных методов и форм работы, способствует повышению уровня заучивания новых лексических единиц.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М. : Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Балабанов В. Б., Максимик Е. В. Электронные средства обучения иностранным языкам как способ повышения эффективности усвоения иноязычного материала [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. — 2015. № 7. Ч. 1. — Режим доступа: http://human.
    snauka.ru/2015/07/12110 (дата обращения: 11.01.2018).
  3. Бухаркина М. Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе : дис. … канд. пед. наук. — М., 1994.
  4. Вьюшкина Е. Г. Использование компьютерных технологий при обучении специальной (юридической) лексике // Иностранные языки и технологии обучения в XXI веке : материалы конференции. — Санкт-Петербург, 2001. С. 38–39.
  5. Волкова В. Н., Васильев А. Ю., Ефремов А. А., Юрьев В. Н. Классификация информационных технологий // Открытое образование. — 2015. № 5 (112). С. 16–24.
  6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. С. 336.
  7. Луферов Д. Н. К вопросу о классификации средств обучения // Вестник МГОУ. Серия : Педагогика. — 2014. № 1. С. 58–63.
  8. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644.

REFERENCES

  1. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyy slovar' metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam). — M. : Izdatel'stvo IKAR, 2009. 448 s.
  2. Balabanov V. B., Maksimik E. V. Elektronnye sredstva obucheniya inostrannym yazykam kak sposob povysheniya effektivnosti usvoeniya inoyazychnogo materiala [Elektronnyy resurs] // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. — 2015. № 7. Ch. 1. — Rezhim dostupa: http://human.
    snauka.ru/2015/07/12110 (data obrashcheniya: 11.01.2018).
  3. Bukharkina M. Yu. Ispol'zovanie telekommunikatsiy v obuchenii inostrannym yazykam v obshcheobrazovatel'noy shkole : dis. … kand. ped. nauk. — M., 1994.
  4. V'yushkina E. G. Ispol'zovanie komp'yuternykh tekhnologiy pri obuchenii spetsial'noy (yuridicheskoy) leksike // Inostrannye yazyki i tekhnologii obucheniya v XXI veke : materialy konferentsii. — Sankt-Peterburg, 2001. S. 38–39.
  5. Volkova V. N., Vasil'ev A. Yu., Efremov A. A., Yur'ev V. N. Klassifikatsiya informatsionnykh tekhnologiy // Otkrytoe obrazovanie. — 2015. № 5 (112). S. 16–24.
  6. Gal'skova N. D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika. — M. : Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2007. S. 336.
  7. Luferov D. N. K voprosu o klassifikatsii sredstv obucheniya // Vestnik MGOU. Seriya : Pedagogika. — 2014. № 1. S. 58–63.
  8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 29.12.2014 № 1644.