Потенциал внутривузовских конкурсов по культуре речи в аспекте развития языковой личности студентов-юристов

Просмотров: 173

В тексте рассматриваются возможности для проявления и развития языковой личности студентов юридического вуза, которые дают внеучебные конкурсы по культуре речи. Отмечается, что решение конкурсных задач способствует всестороннему развитию языковой личности студента-юриста, начиная от уровня простого владения ресурсами родного языка до высшего, на котором проявляются прагматические характеристики как самого речевого произведения, так и его автора.

Ключевые слова: языковая личность; культура речи; предметные конкурсы; студенческие олимпиады; студенты-юристы; внеучебная деятельность; юридические вузы.

Сведения об авторе: Феденева Ю. Б., кандидат филологических наук, доцент, Уральский государственный юридический университет.

POTENTIAL OF INNER-UNIVERSITY COMPETITIONS ON THE CULTURE OF SPEECH IN THE ASPECT OF DEVELOPMENT LANGUAGE PERSONALITY OF STUDENTS-LAWYERS

Abstract. The article covers all possible ways to detect and develop linguistic persona of a law university student. It can be done by means of extracurricular speech culture contests. The article states that participation in the contest imparts to the full development of the linguistic persona of a law student because it helps evolve the level of native language use from simple to very high where one can express both pragmatic features of a text and its author.

Keywords: linguistic persona; speech culture; contests in school subjects; student competitions; aw students; extracurricular activities; law schools.

About the author: Fedeneva Ju. B., Candidate of Philology, Associate Professor, Ural State Law University.

Одним из главных положений новой Концепции развития образования в России до 2020 года стало требование конкурсного выявления и поддержки лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике. В соответствии с запросами времени сегодня в рамках и средней, и высшей школы осуществляется непрерывный поиск новых подходов, ориентированных, прежде всего, на развитие личности. Одной из наиболее перспективных форм работы в этом направлении являются предметные олимпиады и конкурсы.

В отличие от традиционных контрольных мероприятий, целью которых является проверка усвоенных знаний, олимпиады и конкурсы способны решить обширный круг задач.

  1. Конкурсные испытания развивают интерес к языку в широком культурно-речевом аспекте, способствуют популяризации лингвистических знаний в неязыковом вузе.
  2. Конкурсы активизируют инициативность студентов во внеучебной деятельности, формируют здоровую конкурентную среду в вузе.
  3. С помощью подобных конкурсов студенты могут самостоятельно проверить знания по русскому языку, сравнить свой уровень с однокурсниками.
  4. Конкурсы — это интеллектуальные соревнования, которые способствуют выработке умения мобилизовать свой творческий потенциал, применять исследовательские навыки в нестандартных ситуациях, находясь в жестких временных рамках. Это дает мощный импульс к самосовершенствованию и саморазвитию.
  5. Особую роль конкурсные испытания играют в развитии языковой личности студента, т. к. их содержание в той или иной мере отражает все три уровня, выделенных Ю. Н. Карауловым [Караулов 2002: 36–40].

Рассмотрим, какие возможности для развития всех аспектов языковой личности могут предоставить конкурсные задания по культуре речи в юридическом вузе.

Поскольку нормативный аспект культуры речи занимает существенное место в вузовском курсе, значительная часть заданий так или иначе нацелена на проверку степени владения как ресурсами обыденного языка, так и профессиональными речевыми стереотипами. Структурно-системный, по Ю. Н. Караулову, уровень личности студента-юриста проявляется и получает развитие в заданиях, проверяющих владение научным аппаратом курса, нормами орфоэпии и акцентологии, словоупотребления и грамматики. Например, конкурсант получает задание «восстановить» по определению термин:

А. __________________________ — разновидность языка, являющаяся средством общения коллектива, объединенного профессионально или социально.

Б. ___________________________ — разновидность языка, употребляемая ограниченным числом носителей языка, связанных территориально.

В. __________________________ — высшая форма существования национального языка, отражающая культуру отдельных людей и народа в целом.

Задания, нацеленные на проверку акцентологических и орфоэпических норм, имеют, как правило, тестовую форму. Например: подчеркните четвертое лишнее, учитывая особенности произношения слов.

  1. Многоженец, бытие, новорожденный, околесица.
  2. Сервер, компетентный, патент, юриспруденция.
  3. Сенсорный, детектор, идентичный, депозит.
  4. Заключим, возбуждено, заплесневел, запломбировал.
  5. Обеспечение, завсегдатай, украинский, ходатайство.

Предлагаются студентам и проблемные задачи, например, правка дефектного текста:

Прочитайте текст, найдите в каждом предложении рекламного текста одну лексическую ошибку из перечисленных: 1) смешение паронимов, 2) нарушение лексической сочетаемости, 3) тавтология, 4) плеоназм.

Защита чести и достоинства гражданина

(1)Защита чести и достоинства гражданина имеет важную роль в деятельности профессионального юриста. (2)Гражданским Кодексом определены нематериальные блага граждан: неприкосновенность человека, жизнь и здоровье, достоинство, честь. (3)Например, Вас может публично оскорбить коллега по работе, и Вам потребуется защита адвоката. (4)Вы захотите сами идти в суд, однако адвокат, имея судебный опыт в суде, знает лучше, как и какие подавать документы в суд и что в суде говорить. (5)Он предоставит Ваше дело профессионально, определит размер компенсации полученного морального вреда. (6)Адвокат окажет пользу и физическим, юридическим лицам. (7)В мае месяце скидка на услуги адвоката доступна всем: от молодого юноши до пожилого старика, поэтому спешите! (8) Обратившись к адвокату, Вы можете быть уверены в квалификационном ведении дела и защите нарушенных прав. (9)Запись на консультацию и заполнение формы заявки — эффектные средства связи с адвокатом. (10)Вы можете позвонить к нам в фирму или оставить контактный телефон для звонка, мы с Вами обязательно созвонимся.

Однако, чтобы выйти за рамки вербально-семантического уровня, задания должны быть нацелены на выявление системы понятий о языке и речи, так или иначе отражающей внутренний мир участника конкурса. Так, студентам предлагалось задание расположить функции языка по степени снижения их значимости для сферы права: эмотивная, коммуникативная, информационная (мыслеоформительная), функция накопления культурных ценностей, функция воздействия и долженствования, этикетная, магическая, номинативная (функция называния), мировоззренческая, функция установления контакта. Подобная задача неизбежно проявит иерархическую систему ценностей, сформированную вокруг концепта «право» в сознании будущего юриста.

Весьма продуктивным конкурсным заданием может оказаться жанровый эксперимент. Известно, что у представителей некоторых профессий (врачей, военных) существует обряд инициации, заключающийся в произнесении текста торжественной клятвы. В профессиональном сообществе юристов такого текста не существует, однако его можно создать. Конкурсанты получили задание написать текст под названием «Jus jurandum» (юс юра’ндум) — лат. клятва, которую должен давать выпускник юридического вуза. В текст было необходимо было включить
4–5 устойчивых словосочетаний-латинизмов, выбрав из предложенных. При этом латинские выражения надо было использовать в оригинальной форме:

  • Ad opus! (ад о’пус) — К работе!
  • Age quod agis! (а’гэ квод а’гис) — Делай, что делаешь (что задумал)!
  • Amicus humani generis (ами’кус хума’ни гэ’нэрис) — Друг человечества.
  • Animo deliberato (а’нимо дэлибэра’то) — Надлежаще обдумав.
  • Censor morum (цэ’нзор мо’рум) — Блюститель нравов.
  • Contra bonus morum (ко’нтра бо’нос мо’рэс) — Безнравственно, против добрых нравов.
  • Corrupcio optimi pessima (корру’пцио о’птими пэ’ссима) — Падение доброго — самое худшее падение.
  • Dimidium fakti, qui coepit, habet (дими’диум фа’кти, кви цо’пит, ха’бэт) — Тот сделал полдела, кто начал.
  • Esse quam videri (э’ссэ квам видэ’ри) — Быть, а не казаться.
  • Neminem oportet esse sapientiorem legibus (нэ’минэм опо’ртэт э’ссэ сапиэнтио’рэм лэ’гибус) — Никто не должен быть умнее законов.
  • Minatur innocentibus qui parcit nocentibus (мина’тур инноце’нтибус кви па’рцит ноце’нтибус) — Тот, кто щадит виновного, угрожает невиновным.
  • Imperare sibi maximum imperium est (импера’рэ си’би ма’ксимум импе’риум эст) — Власть над собой — высшая власть.
  • Rem tene, verba sequentur (рэм тэ’нэ, вэ’рба сэквэ’нтур) — Держись сути дела, а слова найдутся.
  • Aut bеnе, aut nihil (аут бэнэ, аут ни’хиль) — Или хорошо, или никак.

Помимо соблюдения определенных жанровых рамок (объем текста не более 1 страницы, особая возвышенная тональность, обусловливающая выбор соответствующих стилистических средств), студенты неизбежно должны были отразить свои представления об этических ценностях людей данной профессии, что позволяет смоделировать определенный фрагмент картины мира языковой личности студента-юриста, связанной с будущей профессией.

Выйти на более глубокий — мотивационный — уровень проявления языковой личности позволяют эссе. Это жанр, гармонично объединяющий субъективное и объективное начала, публицистические и научные стилевые черты. Например, в 2016 году проведение конкурса было приурочено к объявленному в России Года кино. Написание эссе предполагало создание оригинальной письменной работы, в которой содержится аргументированный ответ на вопрос «Какому фильму нужно вручить Юридический Оскар?».

Номинировать на получение кинопремии можно было полнометражные и короткометражные художественные и документальные фильмы по собственно юридической тематике (о судебных процессах и их участниках) и по общественно-политической и историко-политической тематике (человек и государство в переломные эпохи).

Фильмы, выдвинутые на получение Юридического Оскара

«Нюрнбергский процесс» (реж. С. Крамер)

«Законопослушный гражданин» (реж. Ф. Грей)

«12» (реж. Н. Михалков)

«Защитник Седов» (реж. Е. Цимбал)

«Зона. Тюремный роман» (реж. А. Карева)

«Как избежать наказания за убийство»

«Ликвидация» (реж. С. Урсуляк)

«Линкольн для адвоката» (реж. Б. Фурман)

«Время убивать» (реж. Дж. Шумахер)

«Шпионский мост» (реж. С. Спилберг)

«Левиафан» (реж. А. Звягинцев)

«Несколько хороших парней» (реж. Р. Райнер)

«Адвокат дьявола» (реж. Э. Найдерман)

«12 разгневанных мужчин» (реж. Сидни Люмет)

«Мерзлая земля» (реж. С. Уокер)

«Жизнь Дэвида Гейла» (реж. А. Паркер)

Киносериал «Лютер» (режиссеры: Сэм Миллер, Брайан Кирк, Стефан Шварц и др.)

«Бэтмен. Начало» (реж. Кристофер Нолан)

«Монгол» (реж. С. Бодров)

Мотивируя свой выбор, студенты неизбежно отражают свою модель мира, погружаются в сферу морально-нравственных интенций, мотивов и потребностей. А стремление выразить свои мысли максимально ярко стимулирует развитие такой важной черты языковой личности, как креативность [Карасик 2001: 20].

Таким образом, опыт проведения конкурсов по культуре речи в юридическом вузе способствует всестороннему развитию языковой личности студента-юриста, начиная от уровня простого владения ресурсами родного языка до высшего, на котором проявляются прагматические характеристики как самого речевого произведения, так и его автора.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Карасик В. И. Аспекты языковой личности // Языковая личность: проблемы когниции и коммуникации. — Волгоград, 2001. С. 20.
  2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М., 2002. С. 36–40.
  3. Концепция развития образования РФ до 2020 г. — Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/25192.

REFERENCES

  1. Karasik V. I. Aspekty yazykovoy lichnosti // Yazykovaya lichnost': problemy kognitsii i kommunikatsii. — Volgograd, 2001. S. 20.
  2. Karaulov Yu. N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost'. — M., 2002. S. 36–40.
  3. Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya RF do 2020 g. — Rezhim dostu-pa: http://www.ug.ru/archive/25192.