Формирование артикуляционных навыков и навыка произношения музыкально-поэтического текста (Л.Н. Пичугина)

Просмотров: 248

В педагогике соединение речи и пения выступало определенным методическим приемом в обучении будущих драматических актеров. Включение пения в процесс изучения иностранному языку также использовалось педагогами в методиках изучения английского, немецкого,  французского и других языков. Однако,  чаще всего целью такого  «вокального» изучения  иностранного языка является запоминание отдельных слов, фраз или тех или иных выражений, имеющихся в текстах песен.   

Во фрагментах этого и первого уроков главной целью является формирование артикуляционных навыков и навыков произношения музыкально-поэтического текста на русском языке.

Одна часть этой работы будет построена на речевых и певческих упражнениях, а другая  – базируется на двух вокальных произведениях  – русской народной песней «Расплетала косы русые береза» и авторской, хорошо известной в мире песни В.П. Словьева-Седого  «Подмосковные вечера».

Фрагмент второго урока ведет доцент, к.п.н. Л.Н. Пичугина.

Цель урока -  формирование артикуляционных навыков и навыка произношения музыкально-поэтического текста.

Эта цель реализуется в следующих задачах:

  1. Научить студентов произношению фраз с трудным сочетаниями согласных и гласных звуков.
  2. Сформировать умения выразительного исполнения фраз поэтического текста.

Основными методами и приемами, применяемым педагогом для решения первой задачи, являются: 

  • мелодекламация поэтического текста;
  • вокально-двигательные упражнения, способствующие направлению звукового потока, при артикуляции гласных;
  • приемом «пропевание» музыкального текста с акцентированием внимания на единой манере артикуляции гласных;
    пение гласных текста песни с пропуском  согласных звуков.

Основными методами и приемами, применяемым для решения второй задачи являются:

  • пластическое интонирование;
  • приемом – нахождение  смысловых вершин музыкально-поэтического текста фразы.   

Предполагаемый результат: сформированные начальные навыки трудно произносимых  сочетаний гласных и согласных звуков в поэтическом тексте, умение  в пении и в чтении поэтического текста понимать и осуществлять динамику развития фразы.

Тестовые задания после уроков

Первое тестовое задание:

Произносим, напевая,  слоги:

  1. Бра – бро – бру
  2. Дра – дро – дру
  3. Тра-тро-тру

За произношение каждого верно исполненного упражнения студент получает по одному баллу.

Второе тестовое задание:

Произносим, напевая,  в одинаковой позиции следующее сочетание гласных звуков:

  1. Ми – ма – ми
  2. Ли – ла – ли
  3. Ми–мо–му

За произношение каждого верно исполненного упражнения студент получает по одному баллу.

Третье тестовое задание:

Пропеть выразительно, а, затем, прочитать выразительно, обозначив вершину фразы интонацией:

  1. Если б знали вы
  2. Как мне дороги
  3. Подмосковные вечера

Ключ к выполнению третьего тестового задания:  в первой фразе вершина на слове «знали», во второй фразе «дороги» (обратить внимание на ударение, иначе, выходит совсем другое слово - «дороги»!), в третье фразе «подмосковные». (За каждую верно отмеченную вершину фразы студент получает по одному баллу).

Таким образом, наибольшее количество баллов – девять; наименьшее – пять и меньше. Если вы набрали пять и менее пяти баллов, пожалуйста, повторите все тестовые задания еще раз.